Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2023 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
Лаборатория «Развитие творческо-познавательной активности студентов учащейся молодежи»
Лаборатория создана на общественных началах в 1998 году.
Основные направления деятельности лаборатории:
- Проведение психолого-педагогических исследований по проблеме развития творческо-познавательной активности учащейся молодёжи.
- Совершенствование техники и технологии производственных процессов в области машиностроения, сельскохозяйственного производства, строительства, энергетики и т.д.
Штатный состав лаборатории
- Тигров В.П. – докт. пед. наук, доцент, руководитель лаборатории.
- Шипилова Т.Н. – к.п.н., доцент, зам. руководителя.
Сотрудники лаборатории:
- Шипилов А.Н. – к.п.н., доцент.
- Буданцев А.Е. – к.п.н., доцент.
- Шафиков В.В. – к.п.н., доцент.
- Пиминов Е.Ю. – аспирант.
- Добромыслова О.Ю. – аспирантка.
- Овчинникова А.С. – аспирантка.
1. ФТиП, кафедра методики преподавания и технического творчества (МП и ТТ)
Кафедра МП и ТТ является движущей силой в поиске и определении актуальных проблем в области совершенствования технологического образования молодёжи.
Учебный процесс на факультете, в котором участвуют учёные кафедры, позволяет вести отбор талантливой молодёжи в плане педагогической исследовательской деятельности. Через систему организационных форм учебной деятельности (курсовые работы, педагогическая практика, лекционные и практические занятия, дипломные работы) происходит приобщение студентов к проблемам развития творческо-познавательной активности учащейся молодёжи. Наиболее активным и талантливым студентам предоставлена возможность продолжать исследовательскую деятельность в аспирантуре университета на базе кафедры ТиТТ.
Через такую подготовку прошли сегодняшние работники кафедры: кандидаты педагогических наук, доценты Шипилова Т.Н., Шафиков В.В., Шипилов А.Н.; кандидаты педагогических наук Тигрова И.В., Фёдоров Ю.Н.; аспиранты Кузнецов В.В., Пиминов Е.Ю. Овчинникова А.С., Добромыслова О.Ю.
В плане дальнейшего совершенствования процесса подготовки профессиональных кадров планируется открытие учёными кафедры магистратуры «Организация и управление инновационной деятельностью учащейся молодёжи».
2. ЦМИТ «Новатор»
Центр молодёжного инновационного творчества «Новатор» является опытно-экспериментальной площадкой для проведения инновационной исследовательской деятельности по развитию творческой познавательной активности учащейся молодёжи.
На базе Центра сконцентрировано высокотехнологичное информационное оборудование, позволяющее детям выполнять сложные технологические операции (фрезерование, точение, лазерная резка и т.д.) на этом оборудовании, контактируя только лишь с клавиатурой компьютера.
В Центре проходят апробацию 3 программы: 1 – Обучение школьников нестандартному мышлению (для 3-4 классов); 2 – Обучение школьников изобретательской культуре (для 5-7 кл.); 3 – Обучение инновационной проектной деятельности (для 8-11 кл., студентов училищ и вузов).
3. Липецкая региональная общественная организация общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов»
Организация обеспечивает тесное взаимодействие технологического образования учащихся с технологией промышленных производств, нацеливает работу педагогического процесса в ЦМИТ «Новатор» работу студентов факультета технологии и предпринимательства на решение реальных производственных проблем.
Организовано тесное сотрудничество с предприятием ООО «Завод электромагнитных плит» и, как результат сотрудничества, создана инновационная электромагнитная плита, получен патент на полезную модель (один из разработчиков – Кузнецова И.А., студентка 4 курса ФТиП); сотрудничество с предприятием ООО «Армастек» и, как результат сотрудничества, – инновационная стеклопластиковая арматура, получен патент на полезную модель (один из разработчиков – Наливкин А.С, студент 4 курса ФТиП).
Всего в образовательной творческой технологической среде лаборатории задействовано свыше 15-и предприятий, внедрено 7 патентов на полезную модель, в научной работе участвуют 12 студентов ФТиП и 14 школьников.
4. ООО НПО «Новейшие технологии»
Научно-производственное объединение «Новейшие технологии». Предприятие занимается производственной деятельностью, продвижением инновационных продуктов от идеи до серийного выпуска; оказывает помощь в изготовлении сложных деталей устройств, разрабатываемых школьниками и студентами; оказывает спонсорскую помощь в проведении выставок и конференций учащихся.
Основные результаты деятельности лаборатории
а). За период существования лаборатории на её базе проведены и успешно защищены диссертации по следующим научным исследованиям:
- Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии. – Шипилова Т.Н. – 2001 г.
- Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов ВУЗа. – Тигров С.В. – 2004 г.
- Развитие творческо-познавательной активности школьников в процессе конструкторской деятельности. – Шипилов А.Н. – 2004 г.
- Социальное воспитание учащейся молодёжи в условиях конструкторско– творческой среды. – Фёдоров Ю.Н. – 2005 г.
- Формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования. – Тигров В.П. – 2009 г.
- Формирование социальной инициативности подростка в проектной деятельности. – Тигрова И.В. – 2012 г.
б). Подготовлена к защите диссертация Овчинниковой А.С. «Формирование художественно-конструкторских умений подростка в дополнительном технологическом образовании».
в). Ведутся работы ещё по трём психолого-педагогическим исследованиям.
В рамках выполнения исследований коллективом лаборатории опубликовано свыше 300 научных работ (из них свыше 50-и – в реценз. журналах ВАК).(Списки научных трудов сотрудников лаборатории прилагаются).
В 2000 году коллектив лаборатории дал старт ежегодной областной выставке и конференции «Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, технических училищ и студентов факультета технологии и предпринимательства».
В 2006 году создан научно-технический инновационный центр «Новатор», который в настоящее время преобразован в Центр молодёжного инновационного творчества «Новатор» и является основной базой экспериментальных научных исследований по совершенствованию дополнительного технологического образования школьников.
В 2009 году для обеспечения более тесной связи инновационной технологической подготовки школьников и студентов с промышленными предприятиями Липецкой области коллектив лаборатории организовал и возглавил работу Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
В том же 2009 году для продвижения инновационных разработок и внедрения их в производственный процесс коллективом лаборатории создано научно-производственное предприятие «Новейшие технологии», которое принимает непосредственное участие в осуществлении инновационных идей учащихся.
Результаты деятельности лаборатории:
на региональном и всероссийском уровне:
- награды – грамота победителя в номинации «За лучший проект изделий для досуга» в заключительном этапе VI всероссийской олимпиады школьников по технологии; диплом I степени победителя заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии(2005г.); второе место во всероссийском телевизионном конкурсе «Фабрика мысли. Идея для России»(2007г.), организованном Московской городской думой; выход в финал во втором сезоне всероссийского телевизионного конкурса «Фабрика мысли. Идея для России»(2009г.);
- участие во всероссийских выставках научно-технического творчества молодёжи НТТМ – 2007 – 2014 в г. Москве.
- диплом второй степени в IX молодёжной и инженерной выставке «Шаг в будущее, центральная Россия»;
- участие школьников и студентов в ежегодной областной научно-практической конференции «Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, технических училищ и студентов факультета технологии и предпринимательства ЛГПУ» (2000 – 2015);
- первое место на Всероссийской олимпиаде по прототипированию «3-Д инженер»(2015г.).
на международном уровне:
- три золотые и одна бронзовая медали на международной выставке изобретений «Taipei International Invention Show @ Technomart» в г. Тайпей (Тайвань)(2007г.);
- золотая, серебряная и две бронзовые медали на международной выставке изобретений «Inova» в г. Загреб (Хорватия)(2007г.);
- гран-при, золотая медаль и кубок на XI Московском международном Салоне промышленной собственности «Архимед» в рамках конкурса молодых изобретателей «Инновационный потенциал России»(2008г.); золотые и серебряные медали Салона (2009-2011г).
По результатам деятельности сотрудниками лаборатории совместно с учащимися получено свыше 30-и патентов на изобретения и полезные модели, ещё по 11-и ведётся работа.
- Подготовка к защите диссертационного исследования Овчинниковой А.С. на тему: «Формирование художественно-конструкторских умений подростка в дополнительном технологическом образовании» – I квартал 2016 г.
- Оформление материалов и подготовка к защите диссертационного исследования на тему: «Педагогические условия приобщения учащихся младших классов к изобретательской деятельности» – Пиминов Е.Ю. – декабрь 2016 г.
- Проведение педагогических исследований по теме: «Информационно-образовательная среда учащихся в условиях дополнительного технологического образования». – Добромыслова О.Ю. – в течение года.
- Подготовка и отправка на публикацию не менее 2-х научных трудов в журналах, индексируемых в признанных международных системах цитирования Web of Science, Scopus и т.д. – ноябрь 2016 г.
- Подготовка и публикация не менее 4-х статей в научных журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий – в течение года.
- Подготовка 4-х студенческих работ к участию и участие в Федеральном государственном научно-инновационном конкурсе по программе «Участник молодёжного научно-инновационного конкурса (“УМНИК”)» – март – апрель 2016 г.
- Подготовка и проведение 2-х международных заочных научно-практических конференций по актуальным проблемам современной науки и образования – в течение года.
- Проведение региональной научно-практической конференции и выставки на тему: «Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, технических училищ и студентов факультета технологии и предпринимательства» – апрель 2016 г. изобретатель
- Участие в организации и проведении конкурса «Юный изобретатель» – декабрь 2016 г.