- Встреча в пресс-центре ЛГПУ. Вспоминая А.А. Фомина… Любовь и благодарность -- ЛГПУ

Встреча в пресс-центре ЛГПУ. Вспоминая А.А. Фомина… Любовь и благодарность

На протяжении многих лет в ЛГПУ работал удивительный человек, жизнь которого включила в себя целую эпоху: это Александр Александрович Фомин. Мечтатель и высокий романтик, бессеребреник, «вечный рыцарь детства», Александр Андреевич обладал необыкновенной творческой фантазией, романтическим мироощущением и обостренным чувством справедливости.

Равно талантливо он проявил себя в двух сферах: это досуговая педагогика, особенно – ориентированная на условия детских оздоровительных лагерей, и социальная работа.

Первая профессия Александра Андреевича – артист новосибирского цирка. Он был бесстрашным и азартным человеком, о его цирковых трюках ходили легенды. Но – травма (перелом позвоночника) заставили уйти из любимой профессии. После длительного периода восстановления он по приглашению С.А. Шмакова переезжает в Липецк и начинает работать в  педагогическом институте. Вместе со Шмаковым Фомин превращает педагогическую практику в уникальное социокультурное явление всероссийского масштаба. Участник и соруководитель всех шмаковских «сборов», педклассов, педотрядов, Александр Андреевич просто фонтанировал идеями, причем, придуманные им игровые формы были точно нацелены на решение определенных педагогических задач, на помощь конкретному ребенку.

Во всех детских оздоровительных лагерях России и во многих бывших союзных республиках дети играют летом в его «Цирк» – (универсальная игровая форма, позволяющая создать фееричное шоу детям, не имеющим никаких навыков. Причем, вожатые проделывают у Фомина сложнейшие номера, типа эквилибра на мотоцикле). Его «Ярмарка» и «Гиннес-шоу» также стоят в календарном плане практически любого российского лагеря. Целью создания этих форм было снятие элементов соревновательности и конкуренции между детьми. В «Ярмарке» каждый – победитель. Множество разных фоминских методик считаются «народными», принадлежащими всем и не имеющими автора. Это – уровень высшего человеческого признания (как для хорошей песни).


Работая в системе социальной защиты населения, он вывел Липецк в лидеры на всероссийский уровень благодаря удивительным, нереальным для нашего прагматичного времени проектам (социальные работники разбивали у домов беспомощных пенсионеров цветники, сажали огороды, делали заготовки на зиму. В Липецке работали выездные социальные парикмахерские, проводились социальные ярмарки для пенсионеров с дешевыми товарами). Этот уникальный опыт был представлен на Всероссийской конференции.


В.В. Дементьев, начальник управления физической культуры, спорта и туризма Липецкой области: «Всегда и во всем Фомин был в тандеме со Шмаковым. Если Шмаков теоретически осмысливал все, что рождалось в их совместном творчестве, то Фомин органически не принимал никакого формализма. Сделанное дело тут же переставало для него существовать: он сразу стремился дальше, создавать новое, еще более интересное».


Т.А. Лапина, друг и соратник Александра Андреевича утверждает: «Генератор идей, наш «вечный двигатель», неистощимый на выдумки, он заставлял нас «дорастать» до высшей планки профессионализма. А.А. Фомин – человек-Вселенная, вокруг которого «крутилось» все».


М.Ф. Мелехов: «Фомин – это человек, который «сделал» всех нас. Несколько поколений активистов и лидеров, которые называли себя «лучезарники» и «радужане», учились у него создавать для детей уникальное пространство творчества, добра и любви».


Е.Е. Кузьмина: «В концепциях создания ВДЦ «Орленок» и «Прометей», принадлежащих С.А. Шмакову, значителен вклад Александра Андреевича. Это был своего рода «мозговой штурм» в традициях коммунарской методики».


Н.В. Чупрына: «Фомин – романтик из эпохи Грина, умеющий «сказку превращать в быль». Даже супругу себе он выбрал, словно легенду сочинял: однажды в самолете, в воздухе, увидел женщину с необыкновенно красивыми руками. Эта деталь стала роковой: через некоторое время она стала его супругой».


С.В. Фролов: «Сегодня Александр Андреевич как пресловутый «эффективный педагог» не прошел бы ни по одному параметру. Он не любил писать программы, не писал ФОСы, не издавался в РИНЦе. Но он «делал» настоящих профессионалов. Все, кто прошли его школу, обретали цель в жизни и мощную энергию для ее достижения. По сути, он нашел оптимальную форму подготовки бакалавров: то есть, людей, обладающих крепкими практическими умениями и навыками».


Н.В. Климанов: «Что остается всем, любившим его? Помнить, хранить в себе частичку его талантливой энергии и жить так, как научил Александр Андреевич Фомин, добрый волшебник из детской сказки».








04.03.2016



Поделиться: