- Книга для каждого -- ЛГПУ

Книга для каждого

Профессор ЛГПУ Л.Г. Сатарова рекомендует студентам и преподавателям познакомиться с прекрасной книгой, автором которой является один из ведущих липецких журналистов В.М. Петров. Называется книга «Имена», она вышла в свет совсем недавно. Во вступлении к книге Людмила Георгиевна пишет: «Читателя, который её откроет, ждёт чрезвычайно актуальное, полезное, интересное, живое приобщение к судьбам писателей, философов, политиков и богословов, имеющих отношение к Липецкому краю. Автор с поистине энциклопедическим размахом сумел дать картину напряжённой духовной жизни разных деятелей русской культуры, которые целью своего труда имели одно: благо родной страны, стремление сохранить её неповторимый бытовой и религиозный уклад, нетронутой соборную душу народа. В книге даны портреты св. Феофана Затворника, о. Афанасия (Медведева), М.Ю. Лермонтова, И.А. Бунина, Л. Толстого, А. Грибоедова, В. Розанова и мн. других. Наибольшее количество статей посвящено Лермонтову и не только потому, что его род укоренён в нашей липецкой земле. Л. Толстой как-то заметил, что если бы Лермонтов развился далее, то в литературе не были бы нужны ни он, ни Достоевский.

В.М. Петрова интересует в творческой судьбе поэта главное – тема России и русского человека. Многие исследователи отмечали, что у Лермонтова было какое-то врождённое чутьё, понимание, а также вкус к народной, «низовой» культуре. Без органической причастности к народному мировоззрению невозможно создание таких шедевров, как «Бородино», «Песня про купца Калашникова», «Казачья колыбельная» и др. Поэт сам признавался в любви к Родине, которую называл «странной», ибо его трогала не парадная, блестящая, по-своему чарующая державная мощь Императорской России, а её сокровенная сущность, скрытая в повседневности. Поэту милы и близки «дрожащие огни печальных деревень», «дымок спалённой жнивы», «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Такой образ России – открытие Лермонтова, он знал её с детства, поэтому так задушевно рисует картину мужицкого благополучия:


С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно… (1841)


Каким же образом, задаётся вопросом автор «Имён», вкралась в наследие Лермонтова фальшивка, где облик России предстаёт прямо противоположным – «немытой страной рабов и господ»? В.М. Петров спрашивает: «И кто «немытый» в ней – народ?» Ведь если это не подделка, то поэтическое сознание Лермонтова следует признать безнадёжно двойственным. А между тем вектор его развития как раз состоял в обретении целостности и глубокой психологической зрелости, отразившейся в романе «Герой нашего времени», где «лишнему» дворянину Печорину противостоит простой, нравственно-цельный Максим Максимыч. В статье В.М. Петрова блестяще развенчивается сам «механизм» внедрения в общественное сознание данной фальшивки. (С 1961 г. – обязательной в школьном изучении). Трудно не согласиться с его выводом: «мнимый «лермонтовский» шедевр, явившийся из глубин инфернального мира, – провокационный акт психологической войны против России и её народа». И недаром он так активно обсуждается в интернете русофобами всех мастей. В книге В.М. Петрова называется и подлинный автор «творения» – пародист-либерал Д. Минаев.

В краткой рецензии невозможно проанализировать весь корпус «имён», вошедших в книгу, поэтому рассмотрю некоторые опорные точки в рассуждениях автора, позволяющих раскрыть его концепцию. В этом плане весьма удачным следует признать поворот к проблеме отцовства в статье, посвящённой роману Бунина «Жизнь Арсеньева». Тема России, воскрешение её прошлого во всём богатстве и разнообразии жизни – центральная в этом дивном творении. Нельзя не согласиться с автором: «Без этого гениального романа, шедевра русской и мировой литературы, я убеждён, невозможно почувствовать Россию второй половины прошлого века, а без любовно и щедро выписанного портрета отца – увидеть русского человека, дворянина, изжившего трагедию своего сословия к концу века». Образ отца в романе связан с борьбой полярных начал в русском национальном характере, который до конца дней волновал писателя. В.М. Петрову удалось в своём анализе ухватить основное ядро, нерв противоречий «суходольской» души Алексея Николаевича. С одной стороны, живой, образный ум, «энергический» картинный язык, порывистый, решительный, открытый и великодушный характер, простота и доброта. А с другой – роковая страсть к самоистреблению (вино, карты), которая обернулась полным оскудением дворянского гнезда. Мать писателя, Людмила Чубарова, однажды бросит упрёк: «Ты разорил детей!» Алексей Николаевич схватится за ружьё… Никто из детей не осудил отца, а Бунин всегда вспоминал его с «несказанной любовью», мучился вопросом до конца дней: как примирить эти антагонистические начала в русской душе, как снять их противостояние? В своём творчестве Бунин разрешил эту проблему лишь отчасти. Но ответ на этот вопрос есть в книге В.М. Петрова, и он связан с двумя очерками, посвящёнными русскому духовенству.

Настоящим открытием в книге стало жизнеописание о. Афанасия (Медведева), покойного настоятеля Успенской церкви на Монастырке, православного подвижника, просиявшего на липецкой земле. «Портрет» о. Афанасия В.М. Петров основывает на черновом наброске «Автобиографии», написанной им самим. О. Афанасий в молодости сочинял стихи, работал литсотрудником в газете, учителем русского языка и литературы. Посещение Свято-Троицкой Сергиевой лавры стало судьбоносным в жизни о. Афанасия, он становится священником и многие годы сотрудничает с Издательским отделом Московской Патриархии. Особо значимым является Крымский период его пастырского служения, плодом трудов которого стала книга «Благословенный лик Тавриды» (1993 г.). «Таврия – всегда начало», – эта строка из авторского предисловия является ключом ко всему сборнику. В.М. Петров приводит актуальную цитату:

«Богом был установлен для Тавриды великий удел: быть рассадником святыни для всей Руси, её славной крестильницей или крёстной матерью… И вот в 988 году князь Киевский Владимир, занявший 20 городов и 30 сёл Тавричины, принял крещение в Херсонесе, там же обвенчался с византийской царевной Анной, а затем и крестил всю Русь. С огромной святыней отправился в Киев равноапостольный князь, имея великую цель – просветить всю землю русскую светом Христовым. За это он был тепло назван народом Святым Владимиром Красное Солнышко».

Стоит ли говорить о том, что промыслительно Крым вновь возвращён России, ибо это – её колыбель, начало духовного пути крестоношения, от которого отказались «укры», предавшие русское имя и вновь распинающие Христа!

После возвращения в Липецк о. Афанасий задумывает ещё более масштабный труд – издание двух сборников под общим названием «Благословенный лик Придонья». Остались завершёнными и изданы лишь 1 и 3 части. В последней дано описание монастырей Липецкого края. А ведь это – бесценное сокровище в нашем общем культурном наследии, и поэтому нельзя не согласиться с выводом – рекомендацией автора «Имён»:

«Два тома трудов о. Афанасия поэтому нужны многим, их надо бы переиздать, направить в каждую школу, техникум, институт. Не на полки библиотек, а с тем, чтобы хоть малое зерно западало в сознание молодого поколения».

Завершить свою рецензию мне хотелось бы кратким рассмотрением ещё одного «портрета» – св. Феофана Затворника (Вышенского). Вехи земной жизни Георгия Васильевича Говорова общеизвестны. Он – уроженец с. Чернава Елецкого уезда Орловской губернии, в юности испытал сильнейшее воздействие трудов и дел св. Тихона Задонского, совершил паломничество в Задонск, хотя мощи св. Тихона ещё не были прославлены. В 1841 году – постриг с именем в честь Феофана Исповедника.

В.М. Петров подчёркивает, что св. Феофан был образованнейшим человеком своего времени, его лекции по богословию были признаны выдающимися, их высоко ценил св. Игнатий (Брянчанинов). Св. Феофан посетил святые места Палестины, Сирии, Египта, монастыри Александрии и Каира. С началом Крымской войны он возвращается в Россию и через некоторое время назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Затем – хиротония во епископа Тамбовского и Шацкого, за эти годы служения им написан труд «Письма о христианской жизни», в котором содержится учение о законах духовного устроения человека и даются советы о стяжании Духа Святого. Св. Феофан участвует в торжествах открытия мощей св. Тихона Задонского. Главный итог его жизни – 6 томов «Добротолюбия», над которыми он работал четверть века.

В статье В.М. Петрова о св. Феофане («Ревнитель веры») разрешены все «проклятые» или «вечные» вопросы русской жизни. Перед нами – идеал русского человека, образец святости, которой достиг уроженец липецкой земли, потому что он знал, что такое истинная духовная жизнь и как на неё настроиться. Он верил, что смысл человеческого существования – спасение души, а путь к нему – аскетические подвиги, которые единственные могут обуздать страсти и уничтожить ту тягу к саморазрушению личности, которая так мучительно переживалась всей русской литературой.

В заключение хочется поздравить всех читателей с ценным литературным приобретением – книга «Имена» написана прекрасным русским языком и той гибкостью интонации, которые отличают писательскую индивидуальность В.М. Петрова.


Статья опубликована на сайте газеты
«День литературы» 22.03.2016 г.





05.04.2016



Поделиться: