Институт
естественных, математических и технических наук
Институт
филологии
Институт
психологии
и образования
Институт
истории, права
и общественных наук
Институт
культуры
и искусства
Институт
физической культуры
и спорта
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА


Фраза дня

 Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
 
Оноре де Бальзак
— не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю. (В. Сухомлинский)

Источник: Статья Цитаты про учителей с https://burido.ru/1148-tsitaty-pro-uchitelej на сайте Буридо



Наука

Экспертные,
консалтинговые,
научно-методические
услуги






ОБРАЗОВАНИЕ И ВЛАСТЬ

Доклад министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко

на правительственном часе в Совете федерации по теме:

«О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ»


Развитие нашей страны обусловило необходимость модернизации системы образования. Как и в любом другом деле, центральной фигурой был и остается человек, педагог, учитель, инициатива и квалификация которого в значительной степени определяют успех модернизации в целом.

За последние пять лет в российской системе образования произошли значительные изменения. С 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование», других масштабных инициатив президента, правительства, законодательной власти на федеральном уровне осуществлялась поддержка школ и учреждений профессионального образования, совершенствовались образовательные стандарты и система оценки качества образования. Одновременно совершенствовались региональные структуры общего и профессионального образования. Существенно росло ресурсное обеспечение текущей деятельности в этой сфере.

Сегодня консолидированный бюджет образования составляет более 2 трлн рублей. Половина этих средств расходуется на систему общего образования, для которой в 2011 году выделено более 1 трлн рублей. По сравнению с 2006 годом финансирование системы общего образования выросло более чем в два раза.

Необходимо отметить, что в консолидированном бюджете образования предусматриваются средства не только на функционирование системы, но и на ее развитие. В 2006 году в нацпроекте «Образование» на эти цели было направлено более 25 млрд рублей из федерального бюджета. Примерно такую же сумму составило софинансирование из средств субъектов Российской Федерации. В 2011 году только на реализацию программ развития общего образования запланировано уже более 60 млрд рублей из федерального бюджета и более 172 млрд рублей из средств региональных бюджетов. .За пять лет получены серьезные системные результаты. В качестве наиболее значимых отмечу следующие.

Почти в четыре раза увеличилась доля образовательных учреждений, обеспечивающих современные условия для получения качественного общего образования, включающие как школьную инфраструктуру, так и кадровый потенциал (с 14% в 2006 г. до 52% в 2010-м).

В 3,5 раза увеличилась доля школьников, обучающихся в современных условиях (с 21% в 2006 г. до 72% в 2010-м).

Почти половина старшеклассников охвачены профильным и углубленным обучением (45%).

Мы добились почти стопроцентной прозрачности деятельности образовательных учреждений (представление публичных докладов об их деятельности выросло с 13% в 2007 г. до 99% общеобразовательных учреждений в 2010 г.). Мы понимаем, что некоторые из таких докладов пока еще достаточно формальны, но раньше школы вообще не заявляли о себе. В интегрированном законопроекте мы предлагаем, чтобы публичное информирование школ о своей деятельности стало законодательно закрепленной нормой.

Особо хочу отметить вопрос повышения заработной платы учителей. Десять лет назад в 2000 году она составляла 1,6 тыс. рублей. За последние 5 лет средняя заработная плата учителей в связи с переходом на новую систему оплаты труда увеличилась с 6,9 тыс. рублей в 2006 году до 14,9 тыс. рублей в начале 2011 года.

С 2011 года Минобрнауки России совместно с субъектами Федерации реализует поручение председателя Правительства В.В. Путина по повышению заработной платы учителей. В течение 3 лет субъектовым бюджетам будут предоставлены федеральные субсидии в размере 120 млрд рублей, в том числе 20 млрд уже переведено в этом году. В настоящее время в 44 российских регионах среднемесячная заработная плата учителей стала не меньше среднемесячной заработной платы по экономике региона. В остальных 38 регионах среднемесячная заработная плата учителей увеличена не менее чем на 30%. Как результат, в третьем квартале 2011 года средняя зарплата учителей увеличилась до 18,4 тыс. рублей.

Есть и еще один очень значимый результат. Происходящие изменения обусловили появление новых представлений об учителе современной школы. Нужен «новый учитель» для «новой школы»: педагог, который не только даст школьникам новые знания, но и научит детей учиться, организует этот процесс, и, что очень важно, сделает само познание интересным, привлекательным, необходимым в течение всей жизни.

Распоряжением Правительства Российской Федерации (от 7 сентября 2010 г. № 1507-р) утвержден План действий по модернизации общего образования на 2011—2015 годы, который предусматривает, в том числе, совершенствование учительского состава. Многое в этом направлении уже было сделано, но проблема по-прежнему остается актуальной. Тому есть объективные и субъективные причины.

Одним из важных факторов последнего десятилетия является демографическая ситуация.

По состоянию на 31 августа 2011 г. в Российской Федерации обучается более 13 млн школьников. За период с 1998 по 2011 годы это число уменьшилось на 8,6 млн человек (42%). Только с 2007 года появилась тенденция увеличения количества первоклассников. В этом году в первый класс пошло более 1 млн 460 тыс. человек, на 33 тысячи больше, чем в прошлом году. За 10-летний период количество школ сократилось с 65 до 48 тыс. (на 23%). При этом часть школ не закрылась, а стала филиалами крупных базовых школ. Количество учителей за этот же период сократилось на 31%.

Сегодня у нас чуть более 1 млн учителей, 83% из них имеют высшее профессиональное образование. При этом в городских школах работают 58% от всех учителей, обучаются же в городских школах более 70% учеников. Уровень образования учителей городских школ выше, чём сельских. Это обусловлено тем, что в сельской местности больше доля начальных школ, где работают выпускники педагогических колледжей.

Необходимо отметить возрастной состав учительства. По данным Росстата, в 2010 году 18% составляли учителя пенсионного возраста, более 35% имели стаж работы более 25 лет. Таким образом, более половины учителей получают дополнительно к заработной плате пенсию (в среднем она составляет 6,5 тью. рублей).

Ежегодная потребность системы школьного образования Российской Федерации на замещение естественно-возрастного выбытия составляет 4-5% — это более 50 тыс. учителей. С учетом того, что пенсионеры, как правило, остаются работать после достижения пенсионного возраста, потребность в обновлении кадров ежегодно составляет примерно 2% (или 20—25 тыс. человек).

На 1 сентября 2011 г. в России было около 9 тыс. вакансий (менее 1%, в основном учителя русского языка, химии, физики, физкультуры, иностранного языка). На сегодняшний день более половины этих вакансий закрыто. По сравнению с 2006 годом количество вакансий сократилось более чем наполовину. Это связано как с повышением заработной платы учителей, так и с существенным улучшением условий в школах и повышением статуса учителя.

О повышении заработной платы я уже говорил. Кроме того, сложилась система дополнительной государственной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных профессиональных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) созданы такие механизмы поддержки лучших учителей, как, например, поощрение лучших учителей. Указом Президента Рос: сийской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 324 с 2006 по 2009 годы ежегодно по результатам конкурсного отбора 10 тыс. лучших учителей Российской Федерации награждались почетной грамотой Минобр-науки России и премией 100 тыс. рублей. С 2010 года денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей на конкурсной основе ежегодно получает 1 тыс. учителей. Реализуется вознаграждение учителей за классное руководство. Около 800 тыс. классных руководителей получают ежемесячное денежное вознаграждения в размере 1 тыс. рублей.

Дополнительно к федеральной поддержке выплачиваются региональные надбавки, размер которых определяется каждым регионом самостоятельно. Из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели выделено около 30 млрд рублей.

Существенно изменились и условия работы учителя. Я имею в виду обеспеченность современным оборудованием рабочего места учителя, наличие компьютерных классов с постоянно обновляющимся программным обеспечением, оборудованные кабинеты физики и химии, спортивные залы. Такие условия созданы, например, в Тюменской области, в Санкт-Петербурге, Республике Бурятия, в Пензенской области и Краснодарском крае. В рамках проведенных противоаварийных мероприятий за два года было отремонтировано 589 школьных зданий.

Как я уже сказал, профессия учителя перестала быть непрестижной. Кстати, средний балл ЕГЭ, с которым поступают в педвузы, в этом году вырос с 53 баллов в 2010 году до 57,4 балла в 2011 году. Высокие результаты зачисления (средний балл ЕГЭ больше 60) показали 38 подведомственных вузов, среди них — педагогические и классические университеты на всей территории РФ.

Назову некоторые из них: Башкирский государственный педагогический университет, Чувашский государственный педагогический университет, Липецкий государственный педагогический университет, Томский государственный педагогический университет, Пермский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет, Тюменский государственный университет, Рязанский государственный университет, Кубанский государственный университет, Камчатский государственный университет, Башкирский государственный университет, Брянский государственный университет, Курский государственный университет, Астраханский государственный университет, Дагестанский государственный университет и др.

Низкий процент выпускников педагогических специальностей, которые приходят в школу, обусловлен по большей части тем, что выпускникам просто некуда идти. Нет мест в школах.

В связи с этим первоочередная задача на сегодня – сбалансировать потребность и систему подготовки педагогов с тем, чтобы в перспективе обеспечить молодыми квалифицированными кадрами школу.

Подготовку учителей с высшим образованием осуществляют 62 педагогических вуза, в том числе 14 вузов регионального уровня подчинения. Число педагогических вузов по сравнению с 2006 годом сократилось на 14. Это связано в первую очередь с интеграцией в крупные университеты. Например, Южный федеральный университет, в состав которого вошёл Ростовский педагогический университет; Северо-Восточный федеральный университет, в состав которого вошла Саха педагогическая академия; Казанский (Приволжский) федеральный университет, в состав которого вошли Елабужский педагогический университет; Татарский гуманитарно-педагогический университет. Ряд педагогических вузов получили статус классических или гуманитарных университетов. Например, Калужский государственный педагогический университет стал Калужским государственным университетом. Всего же подготовку учителей в 2011 году осуществляют 138 учреждений ВПО федерального уровня.

Кроме того, определенную нишу по подготовке педкадров традиционно занимают средние профессиональные учебные заведения — педагогические училища и колледжи (около 340). Они традиционно готовят специалистов для системы дошкольного образования и начальной школы. При этом наблюдается тенденция сокращения в педколледжах подготовки учителей для начальной школы. Большинство выпускников педколледжей продолжает обучение в учреждениях высшего профессионального образования (75—80%).

Всего сегодня по педагогическим специальностям учатся около 500 тыс. студентов. Выпуск в 2011 году составил 133,1 тыс. человек (прием 2006 года — 144,0 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета — 90,1 тыс. человек). План приема на обучение за счет средств федерального бюджета Российской Федерации по педагогическим специальностям в 2011 году составил более 57 тыс. бюджетных мест.

Вместе с тем демографическая ситуация выправляется. Мы прогнозируем, начиная с 2014 года, рост общей численности учеников в общеобразовательных школ ах на 1-2% в год. Уже в 2012/2013 учебном году будет наблюдаться небольшой рост численности учеников в шести федеральных округах (кроме Приволжского и Северо-Кавказского округов, где рост начнется с 2013—2014 гг.). Это означает, что будет расти и потребность в кадрах:

Политика министерства заключается в том, чтобы максимальное количество выпускников по педагогическим специальностям приходило в школу (сейчас это, напомню, не более 10%). Поэтому мы не увеличиваем контрольные цифры приема, а создаем условия в вузах для качественной подготовки педагогов, а в школах — для их качественной работы. Таким образом, мы планируем, что к 2014 году в школу будет идти около 70% выпускников.

С 2011 года обучение педагогов ведется по новым федеральным образовательным стандартам (ФГОС). ФГОС создают все необходимые условия для формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Особый акцент при подготовке педагогических кадров сделан на формирование у будущих педагогов информационно-коммуникационной компетентности. Студенты учатся использовать основные методы и способы получения и анализа информации, работать с компьютером и Интернетом. Гораздо больше условий предусмотрено для формирования индивидуальной образовательной траектории. Усилена ответственность вуза за формирование общекультурных компетенций выпускников для социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления. Вуз обязан сформировать среду и создать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущего педагога. Квалифицированного педагога, способного научить детей учиться, можно подготовить только в современных условиях обучения. Если мы хотим, чтобы учителя работали с детьми по новым технологиям, Их самих надо готовить с использованием самых новейших образовательных технологий.

Вместе с тем изменение содержания, а главное, методов и технологий обучения, новые требования к результатам обучения при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требуют переподготовки кадров сейчас, а значит, необходимо отладить работу по повышению квалификации учителей.

В 2010 году впервые институционально закреплено право педагогических работников на прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет (ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» вступила в силу с 1 января 2011 года).

Ежегодно повышение квалификации проходит около 200 тыс. педагогов в институтах повышения квалификации и институтах развития образования в регионах, учреждениях профессионального педагогического образования, классических университетах. В то же время в системе повышения квалификации учителей появились новые институты: стажировочные площадки, инновационные школы, которые были выявлены через мероприятия приоритетного национального проекта.

Особо хочу сказать о повышении квалификации управленческих кадров, руководителей образовательных учреждений.

Сегодня надо говорить о новой категории управленческих кадров, о специалистах, обладающих способностью представлять пути развития учреждения, рынка образовательных услуг, образования в целом. Без умения видеть перспективу, постоянно корректировать стратегию и искать альтернативу сегодняшний управленец в образовании немыслим. Необходимо расширять подготовку профессиональных управленцев в системе общего образования. За прошлый год документ о профессиональной переподготовке по специальности «Менеджер в сфере образования» получила 21 тыс. руководящих работников образовательных учреждений, всего 20% от общей численности управленцев;

Традиционная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников имеет ряд проблем, требующих разрешения:

— недостаточно представлен персонифицированный подход (принцип «деньги следуют за учителем»);

— слабо привлекаются к участию в курсах повышения квалификации талантливые отечественные и зарубежные специалисты (руководители и педагогические кадры);

— существует монополия региональных институтов повышения квалификации, отсутствует реальная возможность выбора педагогическими работниками образовательного учреждения, реализующего программы дополнительного профессионального образования;

— нерационально используются финансовые средства на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.

Необходимо создать единую базу данных о программах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Это позволит сделать систему дополнительного профессионального образования более открытой для педагогической общественности и предоставит возможность выбора индивидуальной программы профессионального развития.

В настоящее время уже начали работать и приносить первые результаты механизмы, апробированные в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Одним из них является новая аттестация учителей.

Главным отличием от старой системы аттестации является аттестация всех учителей на подтверждение соответствия занимаемой должности. При ранее действующем порядке аттестация была исключительно добровольной и проводилась только для присвоения квалификационной категории. Кроме того, прохождение повышения квалификации требовалось от учителя исключительно при аттестации. Это означало, что если учитель не изъявил желания получить квалификационную категорию, он мог и не проходить повышение квалификации. Таких учителей по нашим данным было до 40%.

Сейчас один раз в пять лет аттестацию проходят все учителя.

Проведение этой процедуры в новой форме (подтверждение соответствия занимаемой должности) на основе оценки личного вклада в повышение качества образования, участия в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий способствует профессиональному развитию педагога. В первом полугодии 2011 года процедуру аттестации в новой форме прошли свыше 150 тыс. педагогических работников.

В новых квалификационных характеристиках учителя закреплены новые компетенции, к примеру, владение информационными технологиями.

Появились новые педагогические должности, например, педагоги, основной функцией которых являются составление индивидуальных образовательных программ для учеников и их сопровождение (тьюторы). Изменилась и функция библиотекарей: они по факту стали работниками информационно-библиотечных центров и выполняют работу, аналогичную работе учителя, учат детей ориентироваться во все возрастающем потоке информации, добывать и анализировать ее. В связи с этим появилась должность «педагог-библиотекарь».

Трудно переоценить сегодня работу учителя начальных классов. Однако традиционно сложилось так, что их нагрузка за ставку заработной платы была выше, чем у всех остальных учителей. В этом году ситуация исправлена, нагрузка учителя начальных классов составляет теперь не 20, а 18 часов.

Еще один важный шаг сделан за это время. Отменены типовые штаты школ. Теперь руководители самостоятельно в рамках своего фонда оплаты труда определяют состав и количество специалистов, необходимых школе для реализации своей миссии и удовлетворения запросов участников образовательного процесса, В условиях нормативного финансирования теперь уже нет необходимости ходить в районо и выпрашивать ставки, чтобы увеличить финансирование образовательных учреждений.

В заключение назову еще раз задачи, которые мы решаем и будем решать.

Первое. Качественная подготовка молодых специалистов для школ в системе профессионального образования.

Второе. Переподготовка и повышение квалификации в соответствии с современными требованиями работающих в настоящее время учителей.

Третье. Социальная поддержка учителя.

Комплексное решение всех этих задач позволит нам обеспечить школу талантливыми, любящими своих учеников учителями. Такие педагоги нужны не только для модернизации образования, они, прежде всего, нужны нашим детям.


12 октября 2011 года


Поделиться:   

Официально