Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2024 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
210-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя посвящается…
Среди юбилейных дат 2019 года институт филологии не мог обойти 210-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, творческое наследие которого представляет собой одно из самых великих явлений русской духовной культуры. Потому, продолжая добрую традицию сотрудничества подразделений университета, кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации и кафедра русского языка и литературы провели научно-практический семинар «Экранизации Н.В. Гоголя в мировом и отечественном кинематографе» (ответственные: к.п.н., доцент А.А.Люлюшин, к.ф.н., доцент Л.П.Плеханова, студентка 2 курса Яна Балановская).
Выступившие на семинаре отметили, что Николая Васильевича Гоголя справедливо называют гениальным художником слова и мыслителем, философская концепция которого до сих пор остается не до конца познанной и понятой исследователями. Художественный мир писателя необыкновенно своеобразен и сложен. Кажущаяся простота и ясность его произведений таят в себе громадный «человековедческий» опыт великого мастера, глубину его взгляда на жизнь.
Непреходящая ценность русской классики заключается в том, что она невидимыми нитями связывает наше великое прошлое с настоящим. Изучая ее, человек развивает в себе способность глубже понимать не только историю, но и тот неспокойный современный мир, в котором он живет.
Участники семинара (преподаватели и студенты института филологии ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, а также ученики МБОУ СОШ №61 г.Липецка вместе с учителем русского языка и литературы Н.Н. Котяевой) определили, в чем же состоит современность и актуальность произведений Гоголя, что притягивает к ним сегодняшнего читателя и делает их «книгами на все времена». В первую очередь, это неумирающие человеческие типы, увиденные писателем в жизни и запечатленные им настолько объемно и ярко, что имена их стали нарицательными. Во-вторых, блестящий русский язык, когда, читая, можно наслаждаться каждой фразой и каждым словом. К Гоголю, как ни к кому другому, применима мысль М.М. Бахтина о том, что под пером талантливого художника язык, совершенствуясь, «преодолевает сам себя и становится фактом искусства».
Несомненно, притягательность гоголевских произведений для современного читателя объясняется и удивительной пластичностью его языка: гармоничностью и соразмерностью синтаксических конструкций, создающих ритмизованную прозу, легкую для чтения, наполненную иронической интонацией, возбуждающей и поддерживающей читательский интерес и «сотворческую активность». При этом важно отметить, что ироническое повествование Гоголя – не злая сатира, а грустное сострадание, где сквозь едкую усмешку видны слезы и боль за русский народ, где критическая правда сочетается с «пламенной любовью к казнимой им родине».
Изобразительные и выразительные качества гоголевского слова, зримость его художественного мира обусловили такую особенность произведений писателя, как кинематографичность, и вызвали к жизни множество их экранизаций как в нашей стране, так и за рубежом. Одной из первых стал предложенный на семинаре к просмотру и обсуждению шедевр «Ночь перед Рождеством» от режиссёра Владислава Старевича, о котором сам Уолт Дисней говорил: «Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий». Действительно, Владислав Старевич навсегда вписал своё имя в историю мировой анимации, создав совершенно новый вид кино – объёмную мультипликацию. Режиссёр тяготел к удивительным сюжетам, завораживающим и насквозь пробирающим диковатым волшебством. Начав снимать игровое кино, изобретательный режиссёр и в киноленте «Ночь перед Рождеством», созданной в 1913 году, использовал целую серию трюков, позволив даже сегодняшнему юному зрителю восхититься чарующей сказкой классика нашей литературы уже на «голубом экране».
10.04.2019