- Елена Семеновна Бычкова: обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером -- ЛГПУ

Елена Семеновна Бычкова: обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером

Елена Семеновна Бычкова: обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером


Профессиональное мнение преподавателя кафедры психологии, педагогики и специального образования Елены Семеновны Бычковой о дистанционном обучении опубликовали в газете "Первый номер".

Школа на дому

Дистанционное обучение позволяет сэкономить время на сборы в школу и дорогу, особенно если школа находится далеко. Соответственно, отпадает страх опоздать на урок, и тревога по поводу забытой сменки.

Урок длится 45 минут. Но, даже если ученик усвоил информацию и выполнил задание раньше этого срока – он вынужден просто сидеть в ожидании звонка. Если обучение проходит дистанционно, освобождается большое количество времени на активный отдых чего так не хватает нашим сегодняшним школьникам.

Родительский контроль

Родитель наглядно видит, как ребёнок выполняет задания. Он в курсе знаний ребёнка. Поэтому уже не возникает вопрос о том, за что ребёнок получал в школе «2» или «5». Родители больше времени проводят с детьми. Они поймут, насколько труд учителя важный и тяжёлый и, возможно, будут проявлять к учителю больше уважения.

Отсутствие стрессовых факторов

Для ребёнка дистанционное обучение менее стрессово, т.к. он находится в комфортной, привычной обстановке. Его никто не вызывает к доске, когда он не готов. Медлительные дети, которым необходимо достаточно много времени для того, чтобы усвоить материал, могут совершенно ничего не успевать в обычной школе, но в дистанционной они раскрываются полностью. Ведь здесь их никто не гонит в шею, у них нет необходимости торопиться, списывая с учебника или у соседа по парте, опасаясь, что скоро закончится урок.

Отсутствие личного фактора в общении с учителем

Иногда ребенку бывают в тягость уроки, которые ведет учитель с предвзятым отношениям к некоторым ученикам в классе. И тогда у ученика пропадает мотивация изучать его предмет. Или у учителя может быть неприязнь к молчаливым или застенчивым детям, к детям, которые не принимают активное участие в жизни класса и т.д. В дистанционном обучении личный фактор не имеет такого значения. Никаких предпочтений онлайн-учитель по отношению к детям не проявляет, так как вся информация о ребенке ограничена только общим впечатлением от его знаний и успеваемости.

Независимость от мнения окружающих

В обычной школе ребенок привыкает к оценочному восприятию своей деятельности. В процессе формирования такого способа мышления ребенок воспринимает свои неудачи как поражения, боится выглядеть смешно или глупо, если не достаточно хорошо выполнит задание или плохо поймет тему урока. В итоге, ребенка перестает интересовать сам процесс получения знаний, он начинает воспринимать обучение только для достижения результата в виде хорошей оценки, благосклонности учителя и восхищения одноклассников. Дистанционное обучение в целом избавляет ребенка от «оценочного» сознания, приучая его к самостоятельному мышлению, к правильной постановке целей и здоровой мотивации

Самостоятельность и самодисциплина

Слабоорганизованным и рассеянным детям приходится мотивировать и заставлять учиться самого себя, а это бывает сложно сделать даже взрослому человеку. Но в этом и состоит самая важная задача. Если ребенок достигнет все-таки (постепенно, конечно) высокого уровня самоконтроля и самодисциплины, то его успехи будут расти с геометрической прогрессией не только в школе, но и в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Отсутствие социальной среды

Главный недостаток дистанционной формы обучения школьников – это, конечно, отсутствие социальной среды, в которой формируется личность ребенка как частички общества. В дальнейшем это чревато трудностями работы в коллективе. Кроме того, юный гражданин может так и не научиться действовать в конкурентной среде и приспосабливаться к сложившимся условиям. Оставшись дома, ребенок теряет самое главное в жизни —  живое общение, игры на переменках, встречи с друзьями. И никакие  социальные сети, видеозвонки и эсэмэски никогда не заменят объятий с живыми одноклассниками.

Возрастает конфликтность.

Часто родителям не хватает "нервов", когда ребёнок не хочет делать задания. При дистанционном обучении необходимо присутствие одного из родителей на постоянной основе, по крайней мере, для учеников младших и средних классов. Родителям приходится сталкиваться с нежеланием ребенка учиться, с неумением сосредоточиться, с непониманием заданной темы, с плохим настроением, с психологическими манипуляциями типа «у меня болят глаза от компьютера», «хочется подышать свежим воздухом», «ты не умеешь хорошо объяснять», «я устал и хочу спать» и т.д. Здесь необходимо действовать мудро, не заставлять ребенка и не давить на него, а также нужно учитывать особенности его характера. Не выполнять задания за него, приучая к самостоятельной работе. Помогать и подсказывать только самое необходимое, давая ребенку возможность делать собственные открытия и получать от этого удовольствие. Не каждому родителю такая работа по плечу, многим проще сделать тесты за детей и сохранить свою нервную систему.

Ребёнок лишается авторитетной фигуры учителя,

Учитель не только транслятор информации. В классе он безусловный авторитет. Находясь на дистанционном обучении, ребенок теряет личную связь с учителем и перестает чувствовать его роль в обучении. Этот факт негативно сказывается на личностном развитии детей в младшем школьном возрасте.

Ребёнку не хватает активности

Отсутствие уроков физкультуры, смены обстановки сильно сокращает физическую активность детей. Кроме того, во время дистанционного обучения нет переключения "урок – перемена". Даже во время отдыха многие школьники предпочитают оставаться за компьютером. Это, конечно, негативно влияет на физическое развитие ребёнка.

 

«Дистанционное обучение – сложная тема. И подходит оно далеко не всем детям. Да, есть ситуации (как, например, во время самоизоляции), когда эта форма обучения является выходом из положения. И хоть считается, что за дистанционным обучением будущее, по моему мнению, лучше обойтись без него. Ведь контакт с живым человеком, обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером», – резюмирует Елена Семеновна.

Елена Семеновна Бычкова: обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером

22.09.2020



Поделиться: