- Демонстрационный экзамен как объективная оценка знаний и новые возможности для выпускников вузов -- ЛГПУ

Демонстрационный экзамен как объективная оценка знаний и новые возможности для выпускников вузов

Демонстрационный экзамен как объективная оценка знаний и новые возможности для выпускников вузов


В рамках IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» прошел семинар «Независимая оценка компетенций по стандартам Ворлдскиллс в формате демонстрационного экзамена в рамках промежуточной и итоговой аттестации в системе высшего образования». Участники дискуссии обсудили перспективы развития демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в системе высшего образования, преимущества демонстрационного экзамена перед традиционными формами аттестации, применяемыми в системе профессионального образования России, а также практики участия вузов в этом проекте.

 

Как отметил заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер, демонстрационный экзамен важен как для вузов, так и для работодателей: он работает как вытягивающий инструмент, помогая студентам увидеть свои успехи и свои пробелы в знаниях и осваивать навыки в нужном объеме.

 

Екатерина Татаренко, заместитель официального делегата Департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций – Офиса официального делегата Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», также отметила преимущества демонстрационного экзамена: «Ворлдскиллс – это прежде всего не про рабочие профессии, а про практико-ориентированную подготовку. Недостаток практических навыков отмечается работодателями как слабое место у выпускников вузов. Проведение демонстрационного экзамена повышает востребованность выпускников, его прохождение дает преимущество перед другими студентами, его участники быстрее адаптируются на производстве и выходят на высокий уровень производительности, являются более востребованными. А образовательные организации могут выстраивать правильное взаимодействие с предприятиями».

 

Евгений Модонов, заместитель директора Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», рассказывая о базовых преимуществах демонстрационного экзамена, напомнил, что, согласно поручению президента РФ по итогам поездки в Свердловскую область в апреле 2018 года, базовые принципы стандартов Ворлдскиллс должны быть внедрены в оценку и подготовку кадров СПО, а также есть утвержденные принципы внедрения демонстрационного экзамена.  «Демонстрационный экзамен прежде всего оценивает практические навыки студентов и выпускников. Уникальность и особенность демонстрационного экзамена обеспечивают его принципы. Оценочные принципы разрабатываются согласно требованиям Ворлдскиллс независимыми экспертами, а не образовательными организациями и поступают они за день до проведения, обеспечивая секретность. Площадки полностью оборудованы – это регламентируется комплектом оценочной документации.  Ворлдскиллс Россия выдает такой площадке сертификат. Площадки могут организовываться и на базе образовательных организаций, и на базе предприятий, – отметил Евгений Модонов. – Во время проведения экзамена практические навыки участников оценивают сертифицированные эксперты Ворлдскиллс Россия, которые имеют опыт проведения чемпионатов. Также сегодня Союз имеет цифровую платформу – это еще один базовый принцип проведения демонстрационного экзамена». Результаты экзамена фиксируются не только на цифровой платформе, но и в скиллс-паспорт. «Это весомое дополнение, важное для работодателей, он [скиллс-паспорт] отражает уровень освоения той или иной компетенции участником демонстрационного экзамена», – подчеркнул спикер. Оценочные материалы ежегодно обновляются и основываются на опыте чемпионатов Ворлдскиллс, а задания отвечают мировым стандартам и содержанию государственных образовательных стандартов и профстандартов.

Более 600 крупных и средних предприятий РФ подтвердили своим соглашением с Ворлдскиллс Россия, что они признают скиллс-паспорт и результаты демонстрационного экзамена.  «Как показывает аналитика и опыт, демонстрационный экзамен влияет на развитие материально-технической базы, ведь площадки для демонстрационного экзамена используются еще и для подготовки кадров. Как инструмент независимой оценки, демонстрационный экзамен обладает объективностью оценки подготовки кадров, позволяет оценить ресурсы вузов – это своеобразная форма аудита, дает возможность вузу выявлять как проблемные точки, так и точки роста», – отметил Евгений Модонов.

 

Евгений Борисов, руководитель направления Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», отметил положительную динамику применения демонстрационного экзамена. Сейчас в нем принимают участие 82 субъекта РФ (благодаря онлайн-формату удалось увеличить число регионов-участников), число центров проведения демонстрационного экзамена увеличилось на 13% и достигло 1890 организаций, количество участников экзамена, соответствующих стандартам Ворлдскиллс, составило в 2020 году почти 20 тыс. Отмечен рост качества подготовки. Совместно с вузами было охвачено 23 ФГОС, прошли экзамены по компетенциям Future Skills («Интернет-маркетинг», «Изготовление прототипов»), часть экзаменов  сдавалась в рамках промежуточной аттестации, 14% участников экзамена – выпускники.  «Самые популярные компетенции относятся к сфере услуг, производству и инженерным технологиям, сфере образования и коммуникационных технологий.  По качеству подготовки и количеству участников в демонстрационном экзамене лидируют пять компетенций: «Мехатроника», «Электромонтаж», «Туризм», «Предпринимательство», «Организация экскурсионных услуг»».

 

Напомним, наш университете в финале IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»  представляет победительница первого вузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» студентка института физической культуры и спорта Ирина Свешникова.

Демонстрационный экзамен как объективная оценка знаний и новые возможности для выпускников вузов

05.12.2020



Поделиться: