Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2023 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
В ЛГПУ ОТКРЫЛСЯ МЕСЯЧНИК НАУКИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 60-ЛЕТИЮ УНИВЕРСИТЕТА
C 3-го по 30 апреля в Липецком государственном педагогическом университете проходит месячник науки, посвященный 60-летию вуза. В течении месяца в университете пройдет ряд конференций, семинаров; планируется проведение нескольких творческих выставок и концертов.
Месячник науки начался с Ученого совета университета, на котором основной доклад сделал проректор по научной работе А.С. Калитвин. Ниже приводится текст доклада.
Доклад проректора по научной работе А.С. Калитвина «К 60-летию научно-исследовательской деятельности Липецкого государственного педагогического университета»
Доклад проректора по научной работе А.С. Калитвина «К 60-летию научно-исследовательской деятельности Липецкого государственного педагогического университета»
3 апреля 2009 г.
Уважаемый председатель Ученого Совета, уважаемые члены Ученого Совета, уважаемые гости! Сегодняшнее заседание Ученого совета открывает Месячник науки, посвященный 60-летию образования Липецкого государственного педагогического университета – крупного научно-образовательного центра региона. С момента создания ЛГПУ сыграл чрезвычайно важную роль в формировании культурного и образовательного пространства города Липецка и области, в подготовке высококвалифицированных учителей и других специалистов, в развитии творческой, художественной, спортивной активности молодежи, в пропаганде искусства. Общеизвестны его достижения в развитии передовых педагогических технологий, форм и методов работы с детьми и молодежью, существенная часть которых связана с внедрением результатов научно-исследовательской работы в учебный процесс, с развитием научно-исследовательской работы студентов. В связи с этим в докладе анализируются направления развития научно-исследовательской деятельности ученых ЛГПУ, тем более, что важнейшие факторы подготовки высококвалифицированных специалистов и перспективы ЛГПУ связаны с развитием научно-исследовательской работы. При подготовке доклада использованы материалы работы ректора университета профессора П.Г. Бугакова и заведующего кафедрой отечественной истории профессора Л.И. Земцова «Липецкий государственный педагогический университет: прошлое и настоящее 1931 – 2008 гг.)», опубликованной в Вестнике ЛГПУ (Серия: Гуманитарные науки, 2008. Вып. 1. С. 5-16); материалы об ученых ЛГПУ, любезно представленные профессором Л.И. Земцовым, данные библиотеки ЛГПУ, отчеты заведующих кафедрами, отчеты проректора. Докладчик искренне признателен коллегам за возможность использования информации. П.Г. Бугаков и Л.И. Земцов фактически являются содокладчиками. Липецкий государственный учительский институт образован приказом Министерства высшего образования СССР 29 июля 1949 г. Однако подготовка педагогов в г. Липецке началась в 30-е годы прошлого века. В протоколе заседания секции отдела народного образования при Липецком городском Совете от 7 апреля 1931 г. отмечалось: «Липецк растет за счет рабочих. Создается индустриально-металлургический комбинат. Растет и политехнизируемая школа. Вызывается необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриально-педагогического техникума в данный момент особенно целесообразно». Липецкий индустриально-педагогический техникум (ЛИПТ) Центрально-Черноземного областного отдела народного образования стал функционировать с 16 апреля 1931 г. Таким образом, эта дата – начало профессионального педагогического образования в г. Липецке. Позднее учебному заведению было присвоено имя С.М. Кирова, в 1936 г. оно было переименовано в Липецкий педагогический техникум им. С.М. Кирова, а с 1937 г. – в Липецкое педагогическое училище им. С.М. Кирова. Первым директором техникума стал инициатор его создания Петр Васильевич Хлебников. Вскоре, в июле 1931 г., он был «отозван на партработу», и с 1 августа директором ЛИПТ стал выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов, потом долго работавший в педагогическом училище, в 40-е годы ставший зав. Липецким ГорОНО, а затем – директором средней школы №1 г. Липецка. В техникуме был трехлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно-экономический; политехнический; педагогический. В первом наиболее важное место занимал главный предмет: «История классовой борьбы» (210 часов по расписанию и 105 – для изучения дома). В 1939 в училище обучалось 619 человек, а педагогический состав включал 26 преподавателей. Оборудование составляли 2 патефона, 56 пластинок, один рояль, три пианино, 15 скрипок. В библиотеке числилось около 35 тыс. книг. Условия жизни в 30-е годы были достаточно трудными, но у молодежи того времени было стремление получить образование. Формы культурной работы с учащимися соответствовали возможностям того времени («коллективное слушание радио»). В деятельности педагогического техникума проявлялась политическая жизнь страны. Все 30-е годы звучит: бдительность, бдительность и еще раз – революционная бдительность, жестко декларировалась необходимость критики и самокритики и т.д. Особенно тяжелой была ситуация в училище в годы войны, в 1943-1944 уч. году не было преподавателей педагогики, некоторое время – русского языка, целый семестр – преподавателя географии. Благодаря деятельности училища к концу 30-х гг. начала решаться в городе и округе задача осуществления всеобщего семилетнего образования, существенно выросло качество педагогических кадров. Решение задачи обеспечения всеобщего семилетнего образования привело к преобразованию ряда педучилищ в учительские институты. 29 июля 1949 г. приказом Министерства высшего образования СССР Липецкое педагогическое училище было реорганизовано в государственный учительский институт. 1 сентября 1949 г. в институте начали занятия около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов, который возглавлял институт до 1945 года. Первым заместителем директора по научно-учебной работе стал Сергей Васильевич Щепров, по заочному отделению – Владимир Ипполитович Устинов. Были созданы два отделения: физико-математическое (заведующий – Н.Н. Крапивин, затем – Борис Сергеевич Некрасов) и русского языка и литературы (заведующая отделением в 1951 г. – Зинаида Владимировна Устинова). Впервые было осуществлено объединение преподавательского состава по кафедрам, появились первые кандидаты наук. Были образованы первые пять кафедр: основ марксизма-ленинизма (4 штатных преподавателя), русского языка и литературы (8 преподавателей, из которых 1 доцент), математики (5 преподавателей), физики (4 преподавателя), педагогики (2 преподавателя), позже была создана кафедра физвоспитания. Начал складываться педагогический коллектив института. Основная часть небольшого педагогического коллектива института была сформирована из наиболее опытных учителей и приезжих специалистов. В годовом отчете за 1949-1950 учебный год отмечалось, что до 1 сентября 1950 г. в институте работало 12 преподавателей, из которых только двое ранее работали в педвузах. В последующие годы количество педагогов было различным: 25 – в 1950-1951 учебном году, 26 – в 1951-1952, 21 – в 1952-1953 учебном году и только 17 – в 1953-1954 учебном году. После первого года работы и второго приема студентов число преподавателей увеличилось, но среди них не было ни одного с научной степенью. Когда заведующий кафедрой педагогики Я.М. Дурняпин сдал кандидатский экзамен по основам марксизма-ленинизма, то об этом большом успехе сообщала городская газета. «Серьезным недостатком» в работе института названо в отчете за 1952-1953 учебный год то, что за всю историю существования института (4 года) «ни один из преподавателей не защитил кандидатскую диссертацию, а повышение квалификации идет медленным темпом». В конце 1953 г. в институте числится три преподавателя со степенью – но это все приезжие, из других институтов. В институте в год открытия числилось 200 студентов: 79 – на отделении русского языка и литературы и 121– на физмате. В январе 1951 г. в институте обучались 406 студентов дневного отделения. Институт как учительский сделал три выпуска, выполнив задачу конкретного периода времени. Свыше 400 выпускников института обеспечили работу школ-семилеток. Жизнь потребовала существенной реорганизации вуза. Реальностью становится всеобщее бесплатное среднее образование школьников. Поэтому резко возросла необходимость в углубленной подготовке учителей-предметников. Переломным в развитии педагогического образования в Липецке стал 1954 год. 6 января Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Липецкая область. Липецк стал областным центром. Это потребовало полноценных высших учебных заведений, что прекрасно понимали руководители области. В результате чего приказом Министерства просвещения от 8 июня 1954 года Липецкий учительский институт был преобразован в педагогический. Директором педагогического института стал Трофим Ильич Поподько, заместителем директора по учебно-воспитательной работе – кандидат педагогических наук, доцент Юлия Францевна Тетюцкая. 20 августа 1955 года в связи с увеличением числа специальностей и количества студентов институт начал работать в новом здании – бывшей школе ВВС в поселке «Свободный Сокол» (этот корпус оставался за институтом до 1975 г. В 1973 г. было завершено строительство нового здания института, начались занятия в корпусе № 1, в 1978 г. – в корпусе № 2). Вводятся пятилетний срок обучения и обогащенные учебные планы. Содержание и качество занятий обеспечивает обновленный преподавательский коллектив, в котором становится больше кандидатов наук, доцентов. С 1 сентября 1945 года начал работать Липецкий государственный педагогический институт. Студенты 2 курса учительского учебного заведения были переведены в состав педагогического и осуществлен набор на 1 курс физико-математического и филологического факультетов (по 75 человек). 10 сентября 1954 г. состоялось первое заседание Совета института, на котором присутствовало 19 человек. Выступивший преподаватель Н.В. Карпов говорил: «Все преподаватели проявляют интерес к работе и желание добросовестно и хорошо работать. Есть много трудностей в работе для молодых преподавателей; более опытные товарищи, работающие в институте, должны им помочь. Каковы основные требования, которые мы предъявляем друг к другу? Это – а) работоспособность (требовательность в работе, трудолюбие, тщательная подготовка учебного процесса); б) чувство товарищества и коллективизма; в) принципиальность (не потакать слабостям друг друга; критика, невзирая на лица; правильное реагирование на критику. Там, где нет критики и самокритики, там – застой и косность). Мы должны заботиться о перспективах научного роста, научной работы». В постановлении, принятом на этом заседании, отмечалось: «Липецкий педагогический институт вступил в первый год своего существования. От организации работы в 1-й год существования зависит и дальнейшая работа института. Нужно заложить основы будущих хороших традиций института». Задачи поднятии общей и идеологической культуры привели к подготовке с 1955 года историков, сначала в рамках историко-филологического факультета. Наблюдается большой конкурс в институт, что позволяет отобрать профессионально перспективную молодежь. Складывается традиция формирования собственного высококвалифицированного преподавательского резерва: к научным исследованиям приобщаются талантливые студенты, возможные претенденты в целевую аспирантуру. Многие из таких воспитанников пополнили преподавательские ряды и внесли свой вклад в развитие вуза. В 1955-1956 учебном году в институте – 38 преподавателей, из них 16 кандидатов наук, практически все – приезжие (42,1%). С 17 по 19 мая в институте проходила первая научная конференция (преподавательская). В конце 50-х годов начали выходить первые выпуски «Трудов» преподавателей института, что возобновляется только в нынешние времена. В 1958-1960 гг. директором института был Василий Иванович Карасев, а в 1960-1961 гг. – Владимир Михайлович Доманко (с апреля 1961 г. – ректором). Развитие научной и учебной работы связано в этот период с работой проректоров по учебной и научной работе Юлии Францевны Тетюцкой, Владимира Антоновича Кириленко, Пальмиры Алексеевны Березкиной и целым рядом других (Наум Моисеевич Долгих и др.). Отмечается доброжелательная внутривузовская атмосфера. Выпускники 50-х и 60-х годов практически все знали друг друга. Ректор института Николай Семенович Перелыгин (1961-1970 гг.) также знал по именам всех студентов. На 1960-1961 учебный год установлен штат на 6 кафедр института в 51 ставку. Приказ по институту от 7 апреля 1960 г. об итогах III студенческой научно-практической конференции: «Конференция показала, что наш институт, особенно историко-филологический факультет, добился некоторых успехов в организации и руководстве научной работой студентов. Из 31 доклада, представленных на конференцию, 21 был подготовлен студентами этого факультета, в том числе по кафедре русского языка и литературы 11 докладов. … На III студенческую конференцию было представлено 10 докладов, отражающих профиль нашего института как учебного заведения, готовящего кадры учителей для советской школы». Объявлена благодарность всем докладчикам (приведены их фамилии и темы выступлений), среди них – студент 4 курса Б.М. Шальнев, 5 курса – В.А. Котельников, 2 курса – Т.Н. Распопова, выпускница 1959 года В.Ф. Кабанкова и др. С 23 марта по 3 апреля 1964 года работу института проверяла комиссия МП РСФСР в составе 12 человек. В институте было тогда 2 факультета на дневном отделении (711 студентов) и 3 – на заочном (1270 студентов). Дипломированных специалистов было 32 (38 % от общего числа преподавателей). Конец 50-х – 60-е года ознаменованы приходом в институт ярких личностей, приверженцев свежих научных идей и авторов практических инициатив: ректор Н.С. Перелыгин, преподаватели В.М. Важинский, А.И. Борозняк, О.П. Околелов, С.Т. Вайман, В.В. Щеулин, К.Р. Лапина, Б.Т. Панов, К.А. Москаленко, Г.И. Горская, С.А. Шмаков. Из этой среды появились первые наши доктора наук, профессора. Их активность имела широкий общественный резонанс, вызвала взрыв интереса. С 1963 года и до сих пор работает в университете один из старейших его преподавателей, профессор Алексей Васильевич Райков, которому 23 марта исполнилось 80 лет. Мы рады приветствовать этот славный его юбилей. Однако значительное число преподавателей института фактически не ведут в этот период научную работу. Об этом свидетельствует выписка из приказа от 5 марта 1966 г.: научную работу ведут всего 54 преподавателя. Выполнили план лишь 47 человек. Преподавателям, не ведущим научно-исследовательской работы, предоставлялись научные командировки. Включить в научную работу всех преподавателей, способных вести научно-исследовательскую деятельность. Кафедрам обеспечить систематический контроль за выполнением планов научно-исследовательской работы. Преподавателям, не ведущим научной работы или не выполняющим план, увеличить объем поручений, исходя из 6-часового рабочего дня. На 1970-1971 уч. год установлена для 16 кафедр института 121 ставка преподавателей. В самом начале 60-х годов институт заявил о себе во всесоюзном масштабе «липецким опытом», у истоков которого стояли К.А. Москаленко и Г.И. Горская, давший мощный импульс к поиску учителями эффективных форм и методов обучения. В декабре 1972 г. впервые преподаватель института доцент М.М. Слонимский защитил докторскую диссертацию. В 60-80-х в работах С.А. Шмакова, его коллег и учеников была разработана получившая широкое признание система работы с молодежью, организация оздоровительной и досуговой деятельности учащихся и молодежи. В значительной степени и при огромной популярности у студентов она реализовывалась через деятельность клуба «Радуга», руководителем и душой которого был молодой, энергичный, неистощимый на замыслы Сталь Анатольевич Шмаков. Благодаря деятельности Клуба сложилось близкое общение студентов с педагогами-новаторами, космонавтами и киноактерами, журналистами. Они заряжали поэзией учительского призвания, порождали благородный дух истинного коллективизма, желание сотворчества. Радужан с удовольствием ждали на летней площадке во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок». Клуб дал надежную педагогическую закалку нескольким поколениям выпускников ЛГПУ, 12 членов клуба стали заслуженными учителями РФ, а его руководитель − известным далеко за пределами Липецкой области педагогом. До сих пор летняя педагогическая практика востребована, а студентов вуза запрашивают для работы в «Орленке», «Артеке», «Прометее», в США и др. Мощный рывок в развитии вуз сделал в 70-е − начале 80-х годов. Институт переводится в центр. Вслед за учебными аудиториями и библиотекой новоселье справляет общежитие. Подготовка учителей идет по 11 специальностям. В 1970 году благодаря работе ректора Н.С. Перелыгина и преподавателей кафедр начинают работать факультеты: биолого-химический (ныне ЕГФ), иностранных языков, физической культуры и спорта, в 1974 году − индустриально-педагогический (ФТиП), художественно-графический, учителей начальных классов. Выпускниками ЛГПИ стало возможным укомплектовывать почти весь состав учителей-предметников средней общеобразовательной школы. В 1975 году образуется деканат по работе с иностранными студентами, сегодня − международный факультет, подготовивший около 2 тысяч специалистов для многих стран мира. В этот период активно ведется методическое оснащение учебного процесса, научная работа и ее интеграция, главным направлением исследовательской работы становится школа. Налаживаются и становятся нормой жизнедеятельности педвуза контакты с учительством города и области. Разрабатываются и осуществляются совместные научно-практические проекты. Активная работа ведется по разработке содержания и форм организации общественно-политической практики. С 15 по 18 мая 1974 года на базе института проведена Всесоюзная научная конференция по проблеме «Формирование общественно-политической и познавательной активности студентов педагогических вузов». Расширяется сеть базовых средних учебных заведений, избираемых для производственной практики. Как правило, это городские и сельские школы с передовым педагогическим опытом, в становлении или обобщении которого преподаватели кафедр принимают участие. Тогда одной из обязательных была практика в сельской школе, для организации которой ректорату и факультетам приходилось прикладывать немало усилий. Растет престиж предметной педагогической практики в глазах самих студентов. Складывается постоянное сотрудничество кафедр и факультетов с лучшими учителями города, которое становится нормой жизни коллектива института и сохраняется до сих пор. Несмотря на дискуссии второй половины 80-х годов, коллектив института продолжал плодотворную работу при ректорах Павле Ильиче Карташове (1983-1986 гг.) и Василии Васильевиче Шахове (1986-1988 гг.). Немаловажно, что на идеологическое и профессиональной воспитание будущего учителя оказывали воздействие все общественные «службы»: Факультет общественных профессий, общественно-политическая практика, партийная и комсомольская организации, дискуссионные клубы. Из последних достаточно вспомнить наиболее запомнившиеся − «Точка зрения», детище талантливого педагога Олега Анатольевича Казанского, и общественно-политический клуб «СоМнение», действовавший на историческом факультет под руководством Виктора Николаевича Томилина и привлекавший на свои заседания многих преподавателей и липчан в конце 80-х гг. На 1 октября 1982 г. в ЛГПИ было 286 единиц ППС; докторов наук, профессоров − 9; профессоров, кандидатов наук − 1; кандидатов наук, доцентов − 69; кандидатов наук − 38. Всего дипломированных − 117 (40, 9%). Факультетов − 9, в том числе − по работе с иностранными студентами. Кафедр в институте − 34. Состав научно-педагогических работников в 1985-1986 уч. году: всего − 314; докторов наук, профессоров − 9; кандидатов наук − 117; процент дипломированных − 40, 1 %. Накопленный потенциал позволил превратить вуз в современный влиятельный центр педагогического образования. Последние 15 лет эволюции педагогического образования в городе и вузе совпали с реформированием, причем болезненным, нашего общества. В круто меняющихся условиях жизни коллектив оперативно и кропотливо прорабатывал решение возникающих проблем. В этот период коллектив университета возглавляли В.Ф. Чернова (1988-2000 гг.) и П.Г. Бугаков (с 2001 и по настоящее время). О том, что институт взял правильные ориентиры поступательного движения вперед, добился серьезных успехов, можно судить по итогам аттестаций 1994 г., 1999 г., 2005 г.. Показателем растущего значения вуза явилось резкое увеличение числа специальностей, создание в середине 90-х годов новых факультетов − экономики и информатики, педагогики и психологии, в 2001 году − факультета искусств, включение в число реализуемых университетских специальностей таких как история, психология, экология, химия, прикладная математика и ряд других. Итогом явилось изменение статуса нашего учебного заведения: с 2000 года в городе функционирует единственный в области педагогический университет. Вуз имеет лицензию на образовательную деятельность, подтвержденную в 2005 году. Все проведенные аналитические проверки подтвердили, что Липецкий государственный педагогический университет осуществляет образовательную деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к высшему учебному заведению подобного уровня. Роль центра педагогического образования прежде всего обязала университет совершенствовать систему образовательных составляющих, координировать их соотношение и преемственность в целостном образовательном пространстве. Согласуя местные, региональные и федеральные интересы, университет многое делает для реализации насущной идеи непрерывного педагогического образования. Структура довузовской, вузовской и послевузовской учебы под руководством университета выглядит следующим образом. Довузовская ступень взяла на себя функции организатора профориентационной работы всех кафедр и факультетов университета. Сначала это была деятельность подготовительного отделения. Теперь наиболее глубокой и приоритетной является довузовская подготовка и ориентация на педагогическую профессию через Центр довузовского и дополнительного образования и учебно-педагогический комплекс (УПК), естественно сложившийся в 90-е годы при интенсификации сотрудничества вуза с различными типами общеобразовательных учебных заведений и родственными колледжами. Субъектами УПК, объединившими свои учебно-воспитательные задачи с вузовскими стали: Усманский и Лебедянский педагогические колледжи, лицей № 44, педагогический лицей № 24, гимназия № 12 − инновационные школы г. Липецка; липецкие школы № 5, 19, 68, 69 с экономическими и правовыми классами, Хмелинецкая школа Задонского района и другие общеобразовательные учреждения. Диалогические отношения в рамках УПК усиливают позиции каждого из партнеров, а главное − стимулируют познавательные интересы учащихся. Университетские преподаватели ведут школьные уроки, факультативы, спецкурсы, на кафедрах обсуждаются рабочие программы учителей-предметников. Учебные планы педколледжей корректируются таким образом, чтобы их выпускники могли начать обучение в университете сразу с третьего курса. Вузовская подготовка. В настоящее время университет реализует программы высшего профессионального образования по 47 специальностям (более 7,5 тыс. студентов). Большая часть из них возникла в конце 90-х гг. Они открыты в ответ на заказ Управления образования и науки Липецкой области и Департамента образования администрации г. Липецка с учетом их актуальности для других сфер жизни региона. Открытию нужных обществу специальностей способствует преобразование отдельных, уже функционирующих факультетов и рождение новых. Так, биолого-химический факультет по праву называется теперь естественно-географическим, а индустриально-педагогический − факультетом технологии и предпринимательства. Уверенно взяли старт факультеты иноязычной культуры (1994 год, ныне факультет лингвистики и межкультурной коммуникации), экономики и информатики (1994 год, ныне − информационных и социальных технологий), педагогики и психологии (1995 год), музыкально-педагогический (2001 год, теперь − институт культуры и искусств), увеличив тем самым число факультетов, дающих высшее образование, до 12. Нынешнее лицо университета характеризует разумное сочетание академических традиций и перспективных современных тенденций. В частности, это наглядно демонстрируют наименования кафедр. Их в университете 53. В одних случаях здесь отражается классический акцент высшего образования (кафедра литературы, ботаники, теории и истории педагогики), в других − ориентация на новые общественные проблемы (кафедры экономики и менеджмента, прикладной математики и информационных технологий и т.д.). Но независимо от родословной и стажа кафедры, все они плодотворно трудятся в едином направлении, предусматривающем актуализацию содержания преподаваемых дисциплин, обеспечение научности и фундаментальности знаний студентов, развитие у них познавательной самосостоятельности, вкуса к исследовательской и профессионально-конструктивной деятельности. Говорят, ничто так не вдохновляет в учении, как личный пример наставника, педагога, научного руководителя. Студентам педагогического университета в этом смысле есть у кого учиться, есть кем и чем гордиться. В университете работают известные в России ученые − доктора наук, профессора, имеющие научные школы, участвующие в выполнении международных и российских программ, фундаментальных и прикладных исследований: А.И. Борозняк, Э.Н. Вайнер, И.Г. Гузенко, А.В. Гулин, Г.В. Звездова, А.С. Калитвин, А.А. Плешаков, Н.Н. Поляков, В.А. Попков, А.В. Райков, В.А. Сарычев, Л.Г. Сатарова, Л.Г. Стамова, Т.Д. Суслова, В.В. Щеулин и ряд других. В профессорско-преподавательском коллективе из 648, 96 ставок 397 ставок − доктора наук, профессора и кандидаты наук, доценты, есть Заслуженные деятели науки и культуры, Заслуженные учителя РФ, Заслуженные работники высшей школы, члены международных и российских общественных Академий. И в учебном процессе, в ходе педагогических практик или НИРС, написания курсовых и дипломных работ студенты охотно прибегают к учебникам, методическим пособиям, монографиям своих учителей, осваивают их авторские концепции. Для учебно-научных занятий университет располагает фундаментальной библиотекой с фондом свыше 400 000 единиц, включающим и фонд редкой книги. Библиотека обслуживает большое количество преподавателей, сотрудников, студентов в отделах учебной литературы, литературы научной и художественной, в справочно-библиографическом отделе, двух читальных залах для студентов и научном читальном зале. Помимо учебно-информационной, библиотека осуществляет важную просветительскую миссию, регулярно проводя тематические обзоры, недели науки, литературные и авторские вечера, выставки трудов преподавателей, презентации их новых книг, выставки-отчеты кафедр и факультетов, научных работ студентов. В настоящее время в библиотеке: 32295 экз. периодических изданий; 37690 экз. монографий; 10615 экз. научных журналов; 28270 экз. сборников научных трудов (123678 экз. научной литературы); 79062 экз. учебной литературы (65961 экз. учебников и 13101 экз. учебно-методических пособий); художественных книг 36562 экз.; прочих − 134960 экз.; 6135 экз. редких книг; электронных изданий − 1198 экз. Стоимость библиотечного фонда 16062524 руб., фонда электронных изданий 346960 руб. Библиотека имеет хорошие площади и оснащение. Для сравнения. Площадь библиотечного помещения в 1949 году составляла 47,7 кв.м. Библиотека насчитывала 20 тыс. томов, на покупку книг было израсходовано 10 тыс. руб. В 1951 году в библиотеке находилось 2,5 тыс. учебников; 6,3 тыс. учебных пособий; 6,2 тыс. экз. научно-технической литературы; 7,2 тыс. экз. художественной литературы; всего − 22,2 тыс. экз., не считая журналы. К началу 1953-1954 уч. года в библиотеке было 26396 томов на сумму 168362 руб. В университете создана прочная современная компьютерная база. В учебном процессе продуктивно используются 33 компьютерных класса; применяются российские и мировые информационные ресурсы, получаемые через Internet. Внедряются технологии свободного программного обеспечения. Послевузовское образование. В 1989 г. состоялось открытие аспирантуры, оно стало логичным шагом вуза, где научно-исследовательской работе студентов уделяется самое заинтересованное внимание. Сегодня наша аспирантура объявляет набор по 21 специальности, насчитывает 116 аспирантов. С 1998 по 2004 гг. в институте (университете) работали советы по защите кандидатских диссертаций. В 2005-2007 гг. ЛГПУ − учредитель регионального совета по защите кандидатских диссертаций по филологическим наукам в Курске, а с 2008 г. – учредитель объединенного докторского совета по историческим наукам в Тамбове. В университете действует факультет повышения квалификации. Помимо слушателей этого факультета, университет принимает стажеров. Стажировки проходят на кафедрах по вариативным планам, уточненным в зависимости от конкретных запросов педагогов школ и средних специальных учебных заведений, в гибком режиме (с отрывом и без отрыва от производства). В последние 10 лет Липецкий государственный педагогический университет – крупный научно-образовательный центр региона. ЛГПУ ведет подготовку специалистов по 47 специальностям вузовского и 21 специальности послевузовского профессионального образования. Подготовка педагогических и непедагогических кадров ведется на 12 факультетах, в образованном по инициативе администрации области институте культуры и искусств и в аспирантуре ЛГПУ. Большая работа проводится с учащимися общеобразовательных учреждений, абитуриентами и населением по довузовскому и послевузовскому образованию, на международном факультете обучаются студенты и аспиранты из 25 стран. Подготовку специалистов ведут 53 кафедры ЛГПУ, на которых в конце 2008 года доктора наук и профессора замещали 62 ставки, кандидаты наук и доценты – 343,8. Доктора и кандидаты наук замещают 397 ставок из 648,96 ставки (61,18 %), процент докторов наук – 8,73. По сравнению с этим же периодом прошлого года проценты увеличились. В университете функционирует научный методический центр непрерывного педагогического образования (руководитель – ректор ЛГПУ, профессор П.Г. Бугаков), информационно-аналитический центр (руководитель – профессор В.Н. Малыш), редакционно-издательский центр, целый ряд научных лабораторий: творческой педагогики, психологического мониторинга, информационных технологий в физическом воспитании, социальной педагогики, проблем региональной истории, экологии животных, физико-технических исследований, дистанционного обучения, системных экономических исследований, социальных технологий и образовательного мониторинга, центр системных исследований, научно-исследовательский центр «Инновационные технологии обучения», 6 инновационных центров. Одной из лучших в регионе является библиотека ЛГПУ, пользователи которой имеют возможность непосредственной работы в сети Internet. Работа с общеобразовательными учреждениями и педагогическими колледжами организована по линии учебно-педагогического комплекса. Важнейшие факторы подготовки высококвалифицированных специалистов и перспективы ЛГПУ связаны с развитием научно-исследовательской работы, которая осуществляется высококвалифицированными специалистами и позволила ЛГПУ успешно пройти в 2005 году аттестацию и аккредитацию, при этом доля профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями составила 64, 6 %, в том числе докторов наук, профессоров – 10, 02 %. Ученые Липецкого государственного педагогического университета приняли участие в разработке и реализации целого ряда международных, федеральных, региональных и областных программ. Их публикации, разработки и изобретения известны в России и странах дальнего и ближнего зарубежья. В последние года ученые ЛГПУ приняли участие в разработке и реализации 8 международных, 9 федеральных и 7 региональных программ, ряд из которых поддержан грантами и направлен на решение важных для области проблем экологии, археологии, географии, молодежи, развития и отдыха детей в каникулярный период, научно-методического обеспечения профессионального консультирования в службе занятости Липецкой области, непрерывного педагогического образования в контексте региональной кадровой политики в области подготовки квалифицированных специалистов, здоровья детей и подростков, валеологии, физиологии, русского и иностранных языков, менеджмента, информатики, математики, компьютерных технологий, художественно-эстетического образования и искусства. В 2000-2008 годы в ЛГПУ функционировали 12 научных школ, в рамках которых исследовались многие проблемы, актуальные для Липецкой области. Существенный вклад был внесен в подготовку кадров высшей квалификации, например, за последние пять лет защищено 16 докторских и 125 кандидатских диссертаций, 17 сотрудников ЛГПУ – члены объединенных и других диссертационных советов. С 2000 по 2008 годы учеными университета получено 22 патента на изобретения, издано 258 сборников научных трудов, 132 монографий, 957 учебников и учебных пособий, 186 из которых имеют гриф МО РФ и УМО, ежегодно публиковалось свыше 1000 статей, а в 2008 – 1700, проведено 269 конференций, 43 из которых международные. Высокий уровень исследований ученых ЛГПУ подтверждается опубликованием работ в крупнейших издательствах и журналах США, Германии, Англии, Италии, Франции, Швейцарии, Индии, Польши, Югославии, Беларуси, России, Украины и других стран, выступлениями с докладами на международных и всероссийских конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, съездах, научных школах и поднимает имидж образования и науки в регионе. Этому же способствуют и проводимые в вузе конференции, в которых участвуют представители дальнего и ближнего зарубежья, известные и молодые ученые, аспиранты, учителя и студенты, а также качественная подготовка в ЛГПУ иностранных студентов и аспирантов из 25 зарубежных стран, которые успешно обучаются, активно участвуют в жизни университета, города и области, успешно защищают диссертации. Важными событиями в жизни университета, города и области являются: месячники науки, опубликование в 2005 году по инициативе ректора университета П.Г. Бугакова и под редакцией Л.П. Шопиной книги об известном липецком педагоге С.А. Шмакове «Сталь Шмаков: Грани личности»; опубликование в Москве и в Воронеже «Красной книги Липецкой области» в 2 томах – итог многолетней совместной работы ученых ЛГПУ (ЕГФ), комитета экологии Администрации Липецкой области и МГУ им. М.В. Ломоносова; издание в 10 томах избранных трудов по языкознанию Заслуженного деятеля науки РФ, профессора В.В. Щеулина; издание в Москве и Воронеже монографий В.В. Фомина и Л.И. Земцова, посвященных изучению «варяжского вопроса» и волостного суда в России; издание в США поддержанной грантами Германии, Италии, фонда Сороса, фонда фундаментальных исследований Беларуси монографии (Appell J.M., Kalitvin A.S., Zabrejko P.P. Partial Integral Operators and Integro-Differential Equations. – New York: Marcel Dekker, 2000. – 560 p.); опубликование в Германии и в России монографий профессора А.И. Борозняка; ряд исследовательских проектов, поддержанных международными грантами, грантами МО РФ, администраций области и города и др.; победа доцента В.П. Тигрова на Всемирном конкурсе-выставке в г. Тайпень (Тайвань) в трех номинациях (3 золотых и 1 бронзовая медали) в сентябре 2007 года и успешное его выступление на 32-ой международной выставке Inova в г. Загреб (Хорватия) с получением 1 золотой, 1 серебряной и 2-х бронзовых медалей в ноябре 2007 года. Высокий про 08.04.2009 Поделиться:
ДОСТУПНАЯ
СРЕДА
ТЕСТИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ И ТЕРРОРИЗМУ
НОСТАЛЬГИЯ.
Клуб любителей кино
БИБЛИОТЕКА
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Министерство науки
и высшего образования РФФедеральная служба по надзору в сфере образования и наукиНаш партнерРоссийский совет ректоровУправление образования и науки Липецкой областиУправление труда и занятости Липецкой областиСовет ректоров вузов Липецкой областиУправление молодежной политики администрации Липецкой областиАдминистрация Липецкой области
© 2006-2024 ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет
имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» 398020, Россия, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42 +7 4742 32-83-03 Копирование материалов в Интернете разрешается только при условии наличия активной ссылки на данный сайт. |