Фраза дня
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Мишель де Монтень
Наука
Экспертные,консалтинговые,
научно-методические
услуги
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Междисциплинарная научно-образовательная олимпиада школьников «Малая академия наук «НИКА» (2023 год)
- Наиболее значимые публикации
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
Кафедра русского языка как иностранного
Заведующий кафедрой: кандидат филологических наук, доцент ШКУРАТ ЛИЛИЯ СЕРГЕЕВНА
Телефон кафедры: 32-83-49 (внутр.: 53-49)
Кабинет №113 (корпус 2)
Эл. почта: russian@lspu-lipetsk.ru
Ф.И.О. | Должность | Ученая степень, ученое звание | Стаж: общий / по специальности | Преподаваемые дисциплины |
---|---|---|---|---|
АСТАФЬЕВА АЛЛА ДЕМЬЯНОВНА | ассистент кафедры русского языка как иностранного | – | 1/1 | |
ГРЕВЦЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА | старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного | кандидат филологических наук | 10/3 | Русский язык как иностранный |
ДЕГТЕРЕВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ | , | 0/0 | основы математической обработки информации, курсы по выбору, практики, ВКР, курсовые работы | |
ЕГОРОВА АЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА | ассистент кафедры русского языка как иностранного | – | 7/0 | |
КОНОПКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА | доцент кафедры русского языка как иностранного; преподаватель (спо) кафедры русского языка как иностранного | кандидат филологических наук, доцент | 27/24 | Иностранный язык |
КРЕМНЕВА НЕЛЛИ ПЕТРОВНА | старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного | – | 22/22 | Иностранный язык |
ЛУНИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА | доцент кафедры русского языка как иностранного | кандидат филологических наук | 23/23 | Иностранный язык, |
НЕГРОБОВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА | старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного | – | 27/27 | Безопасность жизнедеятельности, Способы автономного выживания, Чрезвычайные ситуации социального характера, Основы сельскохозяйственного труда, Основы земледелия и биологизация почвы, Технологии сельскохозяйственного производства, Чрезвычайные ситуации техногенного характера, Охрана труда и техника безопасности в образовательных учреждениях, Теория эволюции, Чрезвычайные ситуации природного характера, Имиджелогия, Основы агрономии, Гидротехнические сооружения в дизайне ландшафтов, Почвоведение и защита растений, Медицинская экология, Основы агрохимии, Биологические основы сельского хозяйства, Безопасность пищевых продуктов, Парковая фауна, Основы гостеприимства, , Кормопроизводство, Машины и механизмы в ландшафтном дизайне, Инженерная подготовка территории, Охрана труда на транспорте, Технология механизированных работ в растениеводстве и животноводстве, Гражданская оборона, Эксплуатационные материалы на транспорте |
ПЕРФИЛОВА АЛИНА АЛЕКСЕЕВНА | ассистент кафедры русского языка как иностранного | – | 1/1 | |
ПЛЕХАНОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА | старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного | – | 29/29 | |
РОСТОМ ГЕРАРД РАУФОВИЧ | , | 0/0 | Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства, Проблемы региональной экономики, Теория экономического районирования | |
ФЕДОРКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА | преподаватель кафедры русского языка как иностранного | – | 35/0 | |
ШКУРАТ ЛИЛИЯ СЕРГЕЕВНА | и.о. заведующего кафедрой кафедры русского языка как иностранного; доцент кафедры русского языка как иностранного | кандидат филологических наук, доцент | 23/22 | Речевые практики, Иностранный язык, История англоязычной литературы, Технологии медиаобразования, |
В 1999 году международный факультет Липецкого государственного педагогического университета получил государственную аккредитацию и вошёл в Перечень государственных подготовительных факультетов, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан.
В задачи довузовской подготовки входит формирование у иностранных граждан знаний, умений и навыков для обучения на русском языке в российском вузе. Это важнейший и ответственный этап в обучении будущего специалиста, прибывшего в Россию из-за рубежа. Довузовская подготовка иностранных граждан рассчитана на один учебный год. Она позволяет учащимся в предусмотренные программой сроки овладевать основными видами речевой деятельности на русском языке (говорение, чтение, письмо, аудирование), а также нивелировать различия между знаниями иностранных учащихся по общетеоретическим дисциплинам.
Реализация довузовской подготовки иностранных граждан осуществляется в соответствии с Приказом № 1304 Министерства образования и науки РФ от 03.10.2014г. Кафедрой РКИ разработан учебный план довузовской подготовки иностранных граждан, учебные программы, которые соответствуют Требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан.
Подготовительное отделение готовит иностранных учащихся к поступлению в высшие учебные заведения России по следующим направленностям:
- гуманитарная,
- медико-биологическая,
- инженерно-техническая,
- естественнонаучная,
- экономическая.
По окончании подготовительного отделения учащиеся сдают экзамены по русскому языку как иностранному (I Сертификационный уровень) и другим предметам, соответствующим профилю обучения. При успешной сдаче экзаменов иностранные учащиеся получают сертификат, который даёт им право обучаться на первом курсе российского вуза.
Довузовская подготовка ведётся как на бюджетной, так и на контрактной основе.
Иностранные студенты 1 – 2 курсов Липецкого государственного педагогического университета продолжают обучение на кафедре РКИ по программе «Русский язык как иностранный» (продвинутый этап обучения).
Преподавателями кафедры РКИ разработаны программы стажировки для иностранных граждан (сроки стажировок: 5 месяцев, 10 месяцев).
Результаты научно-исследовательской деятельности кафедры РКИ
за 2022 – 2023 учебный год
Более двадцати лет кафедра русского языка как иностранного является членом Российского общества преподавателей русского языка.
Кафедра принимает участие в выполнении госзадания
«Формирование интереса граждан Республики Экваториальная Гвинея к изучению русского языка как средство развития культурно-образовательного пространства».
Наиболее значимые публикации ППС кафедры
Преподаватели регулярно издают учебные и учебно-методические пособия, которые охватывают различные уровни и аспекты преподавания русского языка как иностранного: вводный фонетико-грамматический курс, практические пособия по грамматике, по русскому языку в учебно-научной сфере (на материале текстов по математике, физике, химии, биологии, экономике, философии, лингвистике). Созданы учебные пособия и по другим предметам гуманитарной направленности: по страноведению, литературе, истории России, обществознанию. Учебные пособия оказывают неоценимую помощь иностранным слушателям подготовительного отделения в овладении всеми аспектами русского языка.
Учебные пособия в центральном издательстве России:
1. Конопкина Е.С., Шкурат Л.С. От звука к слову. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для иностранцев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. Курсы, 2022. – 112 с.
2. Конопкина Е.С., Шкурат Л.С. От звука к слову. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для иностранцев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. Курсы, 2023. – 112 с.
3. Шкурат Л.С. Художественный мир М.А. Шолохова: новый контекст понимания: учебное пособие / Под ред. Л.Г. Сатаровой, Н.В. Стюфляевой. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 300 с. Соавторы: Л.Г. Сатарова, Н.В. Стюфляева, Н.В. Гречушкина, Н.В. Углова, Н.Н. Никольская, О.В. Голотвина, О.С. Григорова, О.Н. Руднева.
Учебно-методические пособия:
1. Лунина Т.П., Шкурат Л.С. В мире русской литературы: учебно-методическое пособие для иностранных слушателей подготовительного отделения (гуманитарная направленность). – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – 121 с.
2. Конопкина Е.С., Шкурат Л.С. Русский язык в учебно-научной сфере. Медико-биологическая направленность. Вводный курс: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – 90 с.
Статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:
1. Конопкина Е.С., Шкурат Л.С. Трудности иностранцев в интонировании высказывания на русском языке и возможные пути их преодоления (начальный этап обучения) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. – № 3 (36). – С. 177 – 181. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-177-181.
2. Лунина Т.П., Конопкина Е.С. О некоторых средствах реализации пересказывательности в тексте (на материале романа Захара Прилепина «Обитель») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Филологические науки. – 2022. – № 5 (168). – С. 178 – 182.
Статьи в сборниках, входящих в РИНЦ:
1. Шкурат Л.С. Евангельские мотивы в рассказе Ю.В. Бондарева «Простите нас!» // Формирование национально-духовной идентичности в современном социокультурном пространстве: материалы ХVII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» / Под ред. Н.Я. Безбородовой, Н.В. Стюфляевой (отв. редактор). – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 106 – 109.
2. Шкурат Л.С. «Отечество мое – Россия» (О жизни и деятельности В.И. Даля в иностранной аудитории) // Филология: от теории к практике. Сборник статей по итогам II Международной научно-практической конференции (Узбекистан, Каракалпакстан, Нукус, 12-13 мая 2023 года). – Нукус, 2023. – С. 22 – 24.
3. Грецкая Е.С., Лунина Т.П. Условные союзы как средства выражения потенциальной реальности в тексте (на материале романа Е.Г. Водолазкина Лавр) // Формирование национально-духовной идентичности в современном социокультурном пространстве: материалы ХVII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» / Под ред. Н.Я. Безбородовой, Н.В. Стюфляевой (отв. редактор). – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 136 – 138.
4. Грецкая Е.С., Лунина Т.П. К вопросу о влиянии вводных слов на модальность причинного союза «потому что» // Филология: от теории к практике. Сборник статей по итогам II Международной научно-практической конференции (Узбекистан, Каракалпакстан, Нукус, 12-13 мая 2023 года). – Нукус, 2023. – С. 34 – 36.
5. Конопкина Е.С. Изучение универбатов и усечений в аспекте РКИ (продвинутый этап обучения) // Русский язык как иностранный в смешанном формате обучения: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 13 февраля 2023 г. / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. С.А. Вишнякова [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва: МПГУ, 2023. – С. 231 – 235.
6. Конопкина Е.С. Лингвопредметная подготовка студентов-медиков на начальном этапе обучения // Филология: от теории к практике. Сборник статей по итогам II Международной научно-практической конференции (Узбекистан, Каракалпакстан, Нукус, 12-13 мая 2023 года). – Нукус, 2023. – С. 126 – 128.
7. Кремнева Н.П. Функциональная стилистика русского языка как основа речевой культуры современного школьника // Вопросы педагогики. –2022. – № 5-2. – С. 161 – 167.
8. Кремнева Н.П. Особенности стилистического анализа на уроках русского языка // Вопросы педагогики. – 2022. – № 6-2. – С. 90 – 94.
Участие в Международных и Всероссийских
(с международным участием) научных мероприятиях
1. Международный научно-методический форум «Филологическое образование в цифровую эпоху», Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 12 октября 2022 г.
2. ХVIII Международный форум Задонские Свято-Тихоновские образовательные Чтения «Роль православной культуры в формировании национально-духовной идентичности», Липецк, 18 – 19 октября 2022 г.
3. Международный форум «Русский язык в мире», Стамбул, 5 ноября 2022 г.
4. Международная научно-практическая конференция «Русский язык как иностранный в смешанном формате обучения: проблемы и перспективы», Москва, МПГУ, 13 февраля 2023 г.
5. Международная научно-практическая конференция «Билингвизм и диалог культур: вызовы XXI века», Парма – Милан, 2 – 4 марта 2023 г.
6. Всероссийская научная конференция с международным участием Третьи Щеулинские чтения «Жизнь языка. Жизнь в языке», посвященная 95-летию со дня рождения профессора Василия Васильевича Щеулина, Липецк, 13 – 14 апреля 2023 г.
7. Международная научно-практическая конференция «Государственно-общественный характер реализации миграционной политики в Российской Федерации», Москва, РУДН, 13 апреля 2023 г.
8. VI Международная научно-практическая конференция «Мировой Университет для глобального города – университет возможностей: развитие человеческого потенциала», Московский городской педагогический университет, 19 – 20 апреля 2023 г.
9. II Международная научно-практическая конференция «Филология: от теории к практике», Узбекистан, Нукус, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза, 12 – 13 мая 2023 г.
10. II Всероссийская научно-просветительская конференция с международным участием «Славянский мир в прошлом и настоящем», Липецк, 24 мая 2023 г.
11. Костомаровский форум, Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 24 – 25 мая 2023 г.
12. Международная научно-практическая конференция «РКИ: лингвометодическая образовательная платформа», Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский институт, 26 мая 2023 г.
13. Х Международная научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации», Москва, РУДН, 8 – 9 июня 2023 г.
Ежегодно кафедра проводит внутривузовскую научно-практическую конференцию «Русское слово в современном образовательном и лингвосоциокультурном пространстве».
Основные направления работы конференции:
- Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин иностранным учащимся;
- Диалог культур – основа межнациональных отношений.
Результаты интеллектуальной деятельности
Следующие учебные пособия были признаны РИД:
«Страноведение России (негуманитарные направленности)», «Страноведение России (гуманитарная направленность) (автор: Грецкая Е.С.);
«В мире русской литературы» (авторы: Лунина Т.П., Шкурат Л.С.);
«Русский язык в учебно-научной сфере (медико-биологическая направленность)» (авторы: Конопкина Е.С., Шкурат Л.С.).
РИД кафедры коммерциализуются через ЭБС и киоск ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.
В 2022-2023 учебном году сумма коммерциализации составила 6121 руб.
Достижения и награды обучающихся
Под руководством ППС кафедры обучающиеся ведут активную научно-исследовательскую работу: участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Обучающиеся – победители и призеры международных, всероссийских, межрегиональных научных, творческих и спортивных конкурсов и фестивалей:
1. VII Межвузовская олимпиада по русскому языку среди иностранных студентов «Русский язык – язык нашей дружбы», Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 28.03.2023 г.
- Чакунте Ванджи Ромуалд (Камерун) – 1 место – рук. Грецкая Е.С.
- Лонго Вилли Нкой (Конго) – 3 место – рук. Лунина Т.П.
2. IX Межрегиональная очно-заочная олимпиада по русскому языку как иностранному «Мы говорим по-русски», Тамбов, Тамбовский государственный технический университет, 7.04.2023 г.
- Хегази Мохамед Абделсалам Абделрахман Мохамед (Египет) – 1 место – рук. Лунина Т.П.
- Абусафиа Омар К.А. (Палестина) – 1 место – рук. Конопкина Е.С.
- Баперы Танны (Бангладеш) – 1 место – рук. Грецкая Е.С.
- Зия Масуд (Афганистан) – 1 место – рук. Кремнева Н.П.
- Эргашева Анжелика (Узбекистан) – 1 место – рук. Кремнева Н.П.
- Аль-Саккаф Мохаммед Абдулла (Йемен) – 2 место – рук. Шкурат Л.С.
- Аль-Хулайди Усама Адел Абдулсалам (Йемен) – 2 место – рук. Шкурат Л.С.
- Саниок Нфонгуэн Микадо Мишель (Камерун) – 2 место – рук. Шкурат Л.С.
- Мбасси Дороти Ларисса (Камерун) – 2 место – рук. Лунина Т.П.
- Балет Эммануэль Исмаэль Кевин Майга (Кот-Дивуар) – 2 место – рук. Лунина Т.П.
- Юсфи Салсабиль (Тунис) – 2 место – рук. Грецкая Е.С.
- Чакунте Ванджи Ромуалд (Камерун) – 2 место – рук. Грецкая Е.С.
- Лонго Вилли Нкой (Конго) – 3 место – рук. Лунина Т.П.
- Ниме Таияаба Амин (Бангладеш) – 3 место – рук. Грецкая Е.С.
- Бахр Абдулрахман Элсайед (Египет) – 3 место – рук. Грецкая Е.С.
- Ян Цзинюй (Китай) – 3 место – рук. Грецкая Е.С.
- Шурри Розита (Камерун) – 3 место – рук. Кремнева Н.П.
3. Международный конкурс чтецов «Мы о Победе говорим стихами», Владикавказ, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 10.05 2023 г.
- Бахр Абдулрахман (Египет) – диплом I степени – рук. Кремнева Н.П.
- Саниок Нфонгуэн Микадо Мишель (Камерун) – диплом II степени – рук. Шкурат Л.С.
- Чакунте Ванджи Ромуалд (Камерун) – диплом II степени – рук. Грецкая Е.С.
- Балет Эммануэль Исмаэль (Кот-Дивуар) – диплом III степени – рук. Лунина Т.П.
- Абусафиа Омар К.А. (Палестина) – диплом III степени – рук. Конопкина Е.С.
Также иностранные учащиеся под руководством преподавателей кафедры РКИ ежегодно принимают участие в Международном Пушкинском конкурсе (Москва, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина).
Особое внимание на кафедре РКИ уделяется воспитательной работе с иностранными учащимися. Преподаватели регулярно организуют мероприятия, которые помогают иностранцам быстрее адаптироваться в новой для них языковой и культурной среде, знакомят студентов с социокультурными особенностями России, ее историей, традициями и обычаями. Это экскурсии по городу и Липецкой области, посещение театров, музеев и выставок, значимых культурных объектов.
Неотъемлемой частью жизни иностранных студентов является участие в общественной, культурной и спортивной жизни нашего вуза. Иностранные студенты – активные участники ежегодного Дня здоровья, городских и областных эстафет, Универсиад, первенств ЛГПУ по футболу и баскетболу.
Ежегодно преподаватели организуют и проводят различные праздничные мероприятия, такие как «Новогодний вечер», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «День национальной кухни», «Неделя русского языка», заседания Клуба интернациональной дружбы, Литературная гостиная. Иностранные студенты принимают активное участие в университетских конкурсах «Осенние дебюты» и «Студенческая весна», а также в областных и региональных фестивалях творчества иностранных и российских студентов: «Дружба народов», «Форум молодёжи в Липецкой области», «Все флаги в гости к нам» в Туле.
В свою очередь, российские студенты имеют возможность познакомиться с культурой народов различных стран, посетив интересные, яркие концерты и выставки, организованные иностранными студентами. Встречаются иностранные студенты и с российскими школьниками: сами посещают школы, приглашают детей в университет на Фестиваль науки. Проводят творческие встречи в библиотеках. Всё это способствует укреплению дружбы и взаимопонимания в молодёжной среде, формированию толерантной межкультурной коммуникации иностранных и российских граждан.
Клуб интернациональной дружбы – День Турции
Клуб интернациональной дружбы – День Вьетнама
Клуб интернациональной дружбы – День Африки
Клуб интернациональной дружбы – День Монголии
Едем в Тулу на фестиваль
В Туле на фестивале
Литературная гостиная
День национальной кухни
У памятника Пушкину в с. Кореневщино
Кафедра русского языка как иностранного (РКИ) была основана в 1975 году при международном факультете Липецкого государственного педагогического института.
Долгое время кафедрой руководила доцент Исаева Антонина Алексеевна. Первыми преподавателями кафедры были Долгих А.И., Левашова Л.И., Морозова С.А., Секирина Н.С., Спасская З.И., Тюленёва Н.М., Коростелёва С.Г., Руденко И.И., Тарасова Г.Б., Ушкова С.П., Фокина Р.В. Работали с иностранными студентами преподаватели филологического факультета: Гончарова Т.В., Плеханова Л.П., Король Л.И., Короткова Н.В., Васильева Г.Н., Звёздова Г.В., Наседкина В.Н.
В 90-е годы руководителем кафедры РКИ, которая была переименована в кафедру гуманитарных дисциплин, была доцент Король Лариса Ивановна. В этот период начал формироваться новый коллектив преподавателей кафедры из лучших выпускников филологического факультета. Молодые педагоги постепенно набирали опыт работы с иностранной аудиторией, писали и защищали кандидатские диссертации. На кафедре сложилась особая атмосфера преподавания, научного и методического поиска.
В 2008 году заведующей кафедрой стала Бочарова Ольга Вячеславовна, а с 2010 года по настоящее время кафедру РКИ возглавляет доцент Грецкая Екатерина Сергеевна. В 2013 году кафедре вернули первоначальное название – русского языка как иностранного.
В настоящее время на кафедре сформировался небольшой, но высокопрофессиональный коллектив: Грецкая Е.С., Конопкина Е.С., Шкурат Л.С., Лунина Т.П., Калинина Ю.М., Кремнёва Н.П., Колышкина И.М., Родионова А.В. Из восьми членов кафедры шестеро имеют учёную степень кандидата филологических наук, двое готовятся к защите кандидатских диссертаций, пять человек являются доцентами. Преподаватели постоянно работают над совершенствованием методики преподавания русского языка как иностранного, поднимают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации в ведущих вузах, работающих с иностранными студентами: Российском университете дружбы народов, Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина.
В тесном сотрудничестве с преподавателями русского языка как иностранного работают преподаватели общетеоретических дисциплин: Андреева Г.Ю., Дегтерёв И.А., Голубева О.В., Боев А.М., Ростом Г.Р., Урываева О.С., Боброва Л.Н., Чернышёва Е.И.
Всего за время существования кафедры РКИ в Липецком государственном педагогическом университете было подготовлено более 3000 специалистов из 40 стран мира. Окончив университет, они, как правило, находят престижную работу у себя на родине: преподают русский язык в школах и университетах, работают на государственной службе и в крупных частных компаниях, некоторые продолжают учёбу в аспирантуре, защищают кандидатские и докторские диссертации.
Стратегические задачи деятельности кафедры РКИ:
- повышение статуса русского языка как языка международного общения;
- развитие русского языка как средства создания общего информационного пространства для всех владеющих русским языком за рубежом;
- формирование положительного образа России за рубежом, создание позитивного отношения к российскому обществу и культуре;
- укрепление авторитета России как одного из политических, экономических, образовательных и научных полюсов современного мира;
- формирование этнической толерантности у представителей различных культур;
- гармонизация межэтнических отношений в полилингвальном обществе.