- Археолог там, где пахнет человечиной -- ЛГПУ

Археолог там, где пахнет человечиной

Археолог там, где пахнет человечиной


Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Григорий Леонидович Земцов дал интервью «Липецким известиям». «Раз вы не археолог, то ничего не знаете об археологии. Все, что вы читали об археологии на страницах газет, – чаще всего ложь. Все, что показывают об этом в фильмах, – неправда», – говорит он.

 

О главном

–Как вы сказали,  главное для археолога – это человек. А что главное в человеке с точки зрения археолога?

–  Да, я замывался над этим. Что главное: ум? Честь? Совесть? Доброта? Память? – Пожалуй, память. Кто мы без нее? Не знаем ни имени своего, ни предков. Не зная истории, мы живем вне правды о себе. И это не пафос, а так и есть.  Огромную роль играет историческая память. Мы – прямая проекция своих предков,  мы – их потомки. Поэтому археология – это восстановление своей смысловой и идейной целостности как стержневого остова нашей истории, вообще своей идентичности как народа. И это огромное поле, здесь, в том числе в Липецкой области, еще много неосвоенного.

 

О древнем, о нашем

– Давайте подойдем  ближе к родной землице. Кто они, наши предки?

– На этот вопрос однозначно не ответишь. Проблема происхождения наций и этносов вообще наиболее трудная для историков. Это же нужно понять: как взял и появился целый народ, сформировалась общность людей с единой  культурой, экономикой, мировоззрением. Сложение нашего, славянского этноса, проходило в период с конца I тыс. до н.э. до 7 в. н.э. Основные процессы проходили на территории современной Украины. Именно оттуда на нашу, Липецкую, землю несколько раз приходили переселенцы-славяне. Здесь они смешивались с представителями других племен – германцами-готами, финно-уграми, кочевниками. Все это хорошо заметно по материалам наших раскопок. Наиболее яркие события проходили на нашей земле в V в. н.э., когда здесь сложилось многонациональное княжество, а по реке Дон плавали торговые суда. В княжестве были представители пяти народностей, которые разговаривали на разных языках, – целое вавилонское столпотворение!

То есть, с древнейших времен наша народность мирно сосуществовала с соседями – наша страна исконно многонациональна.

 

– В Вашей книге, содержащей результаты археологических экспедиций, очень интересно описывается быт в древности, в частности, их обрядовая жизнь, которая, к слову, отражается и на наших сегодняшних традициях.

Наши предки кремировали своих умерших родственников, и такие захоронения очень трудно найти. Древние славяне считали, что в дыме костра душа быстрее доберется до потустороннего мира.  Кстати, с этой же целью строились пирамиды в Египте: чем выше сооружение, тем быстрее душа по наклонной плоскости попадет в рай. Древние славяне верили, что у человека три души, а не одна. Первая душа улетает к предкам, подталкиваемая энергией огня во время сожжения тела, вторая находится в могиле (ведь не зря же хоронили предметы быта рядом), а третья может оставаться в мире живых, имея возможность причинять им вред или приносить пользу.

 

В союзе со славянами на нашу территорию пришли другие племена. Их скелеты мы обнаружили в Задонском районе. Вместе с покойником хоронили предметы быта, украшения. У села Мухино мы нашли захоронение девушки лет 19-ти, погребенной в богатой, княжеской одежде. На дне могилы был тонкий слой углей – следы сгоревшего деревянного настила. Это делалось для очищения места захоронения от нечистой силы, пламя должно было отогнать злых духов. У скелета не было черепа, рук и некоторых других костей, хотя остальные сохранились хорошо. Видимо, после погребения могилу перекрыли плахами и засыпали, а сверху поставили какой-то знак – надгробие. Через несколько месяцев или даже лет ритуалы продолжились: могила была вскрыта, и соплеменники нарушили целостность скелета, изъяв череп, кости таза и рук. Это делалось для того, чтобы покойник не пришел обратно, в мир живых. Такая традиция была у многих народов. В наше время существует отголосок этого обряда: умершего человека  всегда несут ногами вперед, чтобы он не открыл глаза и не увидел путь, по которому сможет вернуться.

 

– Какие основные занятия были распространены на территории нынешней Липецкой области в раннем средневековье?

– Первое и основное – земледелие. Выращивали в основном злаки, беря во внимание главный критерий – неприхотливость. Популярнее всего было просо, а вот пшеницу сеяли меньше, так как она более нежная культура. Часто сажали пшеницу двузернянку (полбу), так как она имеет жесткую пленку, защищающую от неблагоприятных воздействий. Меньше всего выращивали ячмень, рожь, овес, чечевицу, горох, коноплю и лен. Можно представить, что наши земляки видели на столе пшенную кашу, галеты, пирожки и пиво из проса, каши и хлеб из полбы, пеловую и ячневую кашу, пиво и квас из ячменя, толокно и кисель из овса, хлеб из чечевицы.

В I тыс. н.э. у славян было хорошо развито скотоводство, что доказывается находками костей. Как ни странно, можно сделать вывод, что скотоводство было у древних славян было развито лучше чем в XVII-XIX веках.

В V веке в районе современного Задонска появился ремесленный центр по производству гончарной посуды, костяных гребней и железных изделий. Все эти ремесла представлены интересными находками и объектами.

О вечном

 

– Как все это относится, применимо к нам, людям XXI века?

– Древние наши предки преподали нам множество уроков во многих сферах общественной жизни. Это не значит, что мы должны сейчас, отринув все, ударится в язычество или жить общиной трудовой. Но нужно понимать, что это – наши корни. И обрубание их равно самоуничтожению. А человек хочет жить. Как и для чего? Нужно жить своей культурой, ведь только так страна развивается, следует своему  историческому пути. У каждой нации есть свой код, и если его перепрошить, то мы распадемся, как матрица.  Нельзя предавать отцов: они жили и преодолевали все ради лучшего в нас.

 

                                                                                      По материалам газеты «Липецкие известия»

Археолог там, где пахнет человечиной

25.02.2021



Поделиться: