Институт
естественных, математических и технических наук
Институт
филологии
Институт
психологии
и образования
Институт
истории, права
и общественных наук
Институт
культуры
и искусства
Институт
физической культуры
и спорта
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА


Фраза дня

Самым важным явлением в школе,  самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистервег

 


Наука

Экспертные,
консалтинговые,
научно-методические
услуги

Наука






Научные школы ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского


Определяющими функциями научной школы являются исследовательская и образовательная функции. Первая функция ориентирована на совместную исследовательскую деятельность научного сообщества, создание инновационного продукта; а вторая – на подготовку научных кадров и специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), обучение творчеству, входящих в нее молодых ученых для работы в высших учебных заведениях РФ.

Главное функциональное назначение научной школы ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского состоит в мобилизации научного потенциала на решение актуальных теоретико-методологических и практических проблем, обеспечение преемственности научных традиций, поддержка исследований молодых ученых, создание и внедрение инновационных образовательных программ. Результаты работы научной школы представляются в ведущих научных изданиях, научных форумах международного, федерального и регионального уровнях, монографиях, учебниках и учебных пособиях, научных статьях, докладах, опубликованных в России и за рубежом, докторских и кандидатских диссертациях.



В Университете плодотворно работают 8 научных школ:

«Художественная метафизика русской литературы»

Научная школа кафедры русского языка и литературы


Руководитель – д.ф.н., профессор Сарычев В.А.


Научная школа занимается исследованием художественной метафизики русской литературы, религиозными и эстетическими искания, проблемами «творчества жизни» в национальном литератур- но-философском сознании XIX—XX веков и культуре русского модернизма. В рамках данного направления выделяются такие приоритетные аспекты исследований, как формы и способы проявления православного сознания в литературном процессе, в творчестве центральных писателей и мыслителей; формы и способы проявления консервативно-славянофильского типа сознания в литературном процессе, в творчестве центральных писателей и мыслителей; формы и способы проявления религиозно-модернистского сознания в литературном процессе, в творчестве центральных писателей и мыслителей; типология и историческая динамика национально-общественного самосознания в России; проблемы философской и художественной антропологии русской литературы; диалектика духовно-религиозных и художественных исканий (на материале творчества Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, писателей-модернистов); проблема «творчества жизни» в русской литературе; проблемы генезиса, теории и методологии русского модернизма и д.р.



«Русская словесность и православие: творчество М.А. Шолохова
в контексте русской литературы и христианской культуры»

Научная школа кафедры русского языка и литературы


Руководитель – д.ф.н., профессор Сатарова Л.Г.


Научная школа исследует творчество М.А. Шолохова в контексте русской литературы и христианской культуры. Руководитель научной школы - доктор филологических наук, профессор Сатарова Людмила Георгиевна. Л.Г. Сатарова является членом диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. С 1996 года она руководит аспирантами и соискателями университета по специальности 10.01.01 - русская литература. К настоящему времени под ее руководством защищены 5 кандидатских диссертаций (Ершова Н.В., Никольская Н.Н., Стюфляева Н.В., Шкурат Л.С., Гречушкина Н.В.). Они работают в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, ЛИРО и Тамбовском экономическом колледже. Н.В. Стюфляева и Л.С. Шкурат получили гранты Областной администрации на издание своих монографий, Н.В. Гречушкина получила на издание своей монографии грант молодых ученых ЛГПУ.

Л.Г. Сатарова постоянно выступает официальным оппонентом на защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук по специальности в диссертационных советах Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Воронежского государственного университета.



«Единицы и категории русского языка в системно-структурном и антропоцентрическом изучении»

Научная школа кафедры русского языка и литературы


Руководитель – д.ф.н., профессор Попова Е.А.


Научная школа занимается вопросами исследования единицы и категории русского языка в системно-структурном и антропоцентрическом изучении.

Руководитель научной школы д.ф.н., профессор Попова Е.А. С 2002 г. она руководит докторантами, аспирантами и соискателями ЛГПУ по специальности 10.02.01 - русский язык. К настоящему времени под ее руководством защищены 2 докторские диссертации (доц. ЕГУ им. И.А. Бунина В.А. Бурцев, доц. ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского И.П. Черноусова) и 10 кандидатских диссертаций (Т.П. Мордасова, Ек.А. Попова, Н.Н. Машеро, В.Ю. Арбузова, А.Ю. Скрыльникова, Ю.М. Калинина, П.А. Колобаев, О.С. Шурупова, И.М. Колышкина, О.А. Бокова). Аспиранты Е.А. Поповой, защитившие кандидатские диссертации, работают в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в других учебных заведениях г. Липецка и Липецкой области (высших, средне-специальных, средних), в Сибирском Федеральном университете (г. Красноярск). Многие аспиранты Е.А. Поповой (Т.П. Мордасова, Н.Н. Машеро, В.Ю. Арбузова, А.Ю. Скрыльникова, Ю.М. Калинина, П.А. Колобаев, О.С. Шурупова, И.М. Колышкина) как наиболее успешно обучающиеся в аспирантуре получали именные стипендии. Аспирантка А.Ю. Скрыльникова стала лауреатом II Всероссийского конкурса аспирантских работ по когнитивной лингвистике 2007 года, проведенного на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Институтом языкознания РАН и Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация лингвистов- когнитологов». Аспирантка А.Ю. Скрыльникова была награждена дипломом лауреата конкурса, Е.А. Попова - благодарственным письмом, подписанным председателем конкурсной комиссии - директором Института языкознания РАН, членом-корреспондентом РАН, доктором филологических наук, профессором В.А. Виноградовым. Аспирантка Ситникова Ю.В. - лауреат III Международной научно-практической конференции «Педагогический поиск - 2014» в номинации «Исследовательская статья», за доклад по теме диссертационного исследования «Особенности Американского текста русской литературы».



«Актуальные проблемы отечественной истории и археологии»

Научная школа кафедры отечественной и всеобщей истории


Руководитель - д.и.н., профессор Фомин В.В.


Научная школа занимается изучением актуальных проблем отечественной истории и археологии. В рамках данной школы десятилетиями ведутся фундаментальные ис¬следования, связанные общими научными интересами (решаются узловые проблемы истории и археологии). Руководителем научной школы «Актуальные проблемы отечественной истории и археологии» является д.и.н., профессор В.В.Фомин, автор более 180 работ, участник международных конференций в Риме и Будапеште, в 2005-2010 гг. работал по совместительству ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН. В состав научной школы «Актуальные проблемы отечественной исто¬рии и археологии» входят ведущие ученые, чьи труды, а это несколько сотен наименований, хорошо известны научной общественности страны и зарубе¬жья - д.и.н. Земцов Л.И., д.и.н. Долгих А.Н., д.и.н. Томилин В.Н., д.и.н. Вашкау Н.Э., к.и.н. Бессуднов А.Н., к.и.н. Бессуднова М.Б. Под руководством ведущих ученых данной школы успешно ведут свою научную деятельность молодые ученые. Так, д.и.н., профессор Л.И.Земцов воспитал двух кандидатов наук, которые успешно работают на кафедре: к.и.н., ассистент И.А.Шевченко и к.и.н., доцент Г.В.Лаухина (со¬вместитель). Под руководством к.и.н., доцента А.Н.Бессуднова защитились Р.В.Смольянинов (зав. кабинетом археологии и этнологии) и М.В.Ивашов, ныне работающие под его руководством. Кроме того у д.и.н., профессоров В.В.Фомина, Л.И.Земцова, В.Н.Томилина имеются аспиранты: А.В.Плетнёва, И.С.Свиридов, А.В.Баталова, темы диссертационных исследований, которых связаны с тематикой научной школы: Актуальные проблемы отечественной истории и археологии. С тематикой этой же школы связаны темы курсовых работ и ВКР студентов.



«Теория и практика творческо-познавательной деятельности учащейся молодежи»

Научная школа кафедры технологии и технического творчества


Руководитель – д.п.н., доцент Тигров В.П.


Научная школа занимается вопросами теории и практики творческо-познавательной деятельности. Руководителем является д.п.н., доц., профессор кафедры технологии и технического творчества Тигров В.П. Ведущие ученые научной школы: к.п.н., доц. Шипилова Т.Н., к.п.н., доц. Буданцев А.Е. В рамках данной школы ведутся ис¬следования, изучающие вопросы формирования творческих возможностей учащихся в технологическом образовании; проблемы формирования исследовательских умений учащихся в технологическом образовании; вопросы развития творческой активности учащейся молодежи в технологическом образовании и развития творческой познавательной активности учащихся в процессе конструкторской деятельности; педагогические условия вовлечения младших школьников в изобретательскую деятельность в процессе дополнительного технологического образования. Исследуется информационно-образовательная среда в дополнительном технологическом образовании и формирование художественно-конструкторских умений учащихся в дополнительном технологическом образовании, развитие технического творчества учащихся, а также педагогические условия коллективного выполнения творческой проектной деятельности учащихся и педагогические условия обучения учащихся изобретательной деятельности.



«Становление и развитие субъектности личности на разных уровнях образования»

Научная школа кафедры психологии и специального образования


Руководитель – д.п.н., профессор Елисеев В.К.


Научная школа исследует вопросы становления и развития субъектности личности на разных уровнях образования. Научная работа осуществляется научной группой во главе с профессором В.К. Елисеевым (к. психол. и., доцент Васильева Е.М, к. психол. н., доцент Долматова В.Н., к. психол. н., доцент Отт Н.Г., к. психол. н., доцент Шароглазова С.А, к. пед. н., доцент Назаренко М.М. и др.). В рамках данной школы предложено авторское понимание стадий субъектности, основанное на задействовании механизмов само детерминации: самоопределения, саморегуляции, самореализации, самоидентификации, самопроектирования. Представлена психологическая структура субъектности, и исследованы ее составляющие: рефлексивная активность, субъектный потенциал, ценностно-смысловая сфера, ответственность, а также изучена взаимосвязь рефлексии с указанными компонентами субъектности. Разработана рефлексивно-ориентированная программа формирования субъектности будущих учителей, основанная на оптимизации рефлексивной активности, целостности осмысления личностного и профессионального содержания педагогической деятельности; актуализации рефлексивной перспективы развития профессионализма педагога и его потенциальных возможностей. Формирование компонентов субъектности реализовалось в образовательном процессе вуза посредством специальной рефлексивно ориентированной тренинговой программы. Опубликована монография «Рефлексивные детерминанты формирования субъектности будущего учителя». Разработан элективный курс «Формирование рефлексивной компетенции будущего педагога». Методологически и теоретически обоснована необходимость формирования субъектно-профессиональной позиции будущих педагогов; разработаны критерии оценки сформированости структурных компонентов и типов позиции будущих специалистов; выявленные в ходе теоретического исследования особенности формирования субъектно- профессиональной позиции будущих учителей в контексте развития субъектности, позволили усовершенствовать процесс их профессионально-личностного становления в период обучения в вузе;

Разработан и апробирован комплекс авторских методик и анкет оценки сформированное субъектно-профессиональной позиции будущих учителей в связи со стадиями формирования их субъектности.



«Операторы и уравнения с частными интегралами и производными и их приложения»

Научная школа кафедры математики


Руководитель – д.ф.-м.н., профессор Калитвин А.С.


Предметом научных исследований школы являются операторы и уравнения с частными интегралами и производными и их приложения. Научный руководитель школы д.ф.-м.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Калитвин А.С. Темы разрабатываемые сотрудниками научной школы включаются в направление, связанное с НИР по Госзаданию и международную тему "Integro-Differentialgleichungen vom Barbashin Тур und partielle Integraloperatoren".

Ученые научной школы: Ляхов Лев Николаевич, д.ф.-м.н., профессор (соруководитель); Тюрин Василий Михайловия, д.ф.-м.н., профессор (соруководитель); Барышева Ирина Владиславовна, к.ф.-м.н.; Елецких Ирина Адольфовна, к.ф.-м.н., доцент; Калитвин Владимир Анатольевич, к.ф.-м.н., доцент; Никитина Александра Александровна, к.ф.-м.н. Фролова Елена Валерьевна, к.ф.-м.н., доцент; Иноземцев Алексей Иванович, старший преподаватель; Трусова Наталья Ивановна, старший преподаватель; Грязнева Елена Анатольевна, старший преподаватель; Круглов Кирилл Иванович; Лапшина Мария Геннадьевна, аспирантка; Зелюкина Виктория Сергеевна, аспирантка.



«Социальное проектирование инновационных социальных технологий гармонизации и оптимизации социального пространства, обеспечивающих устойчивое развитие общества»

Научная школа кафедры социологии


Руководитель – д.с.н., профессор Шмарион Ю.В.


Главной целью научной школы является разработка и широкое применение инновационных методов познания и преобразования жизни, как на уровне регионального сообщества, так и общества в целом.

Социальное проектирование и социальные технологии как ключевые наукоемкие процедуры управленческого цикла представляют тот интеллектуальный наукоемкий ресурс, с помощью которого можно не только изучить и предсказать поведение различные социальных систем, процессов и явлений, но и активно влиять на практическую жизнь общества, в целью достижения оптимального социального результата. Научный руководитель - д.с.н., к.т.н., профессор Шмарион Ю.В.



Официально