История университета -- ЛГПУ

История университета


Начало педагогического образования в Липецке (30-е годы)


Начало подготовки педагогов в г. Липецке связано с тридцатыми годами XX века. В эпоху первых пятилеток важнейшей задачей для страны была ликвидация безграмотности населения.

Создание индустриально-педагогического техникума (16.04.1931)

Строительство гиганта индустрии,
Новолипецкого металлургического завода,
1931 год

В протоколе заседания секции отдела народного образования при Липецком городском Совете от 7 апреля 1931 года сообщалось: «Липецк растет за счет рабочих. Создается индустриально-металлургический комбинат. Растет и политех­низируемая школа. Вызывается необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриально-педагогического техникума в данный момент особенно целесообразно».


Позднее учебному заведению было присвоено имя С.М. Кирова.

1936 г. – ЛИПТ переименован в Липецкий педагогический техникум им. С.М. Кирова,

1937 г. – переименован в Липецкое педагогическое училище им. С.М. Кирова.


Первым директором техникума стал инициатор его создания Петр Васильевич Хлебников. Вскоре он был «отозван на партработу», и с 1 августа директором ЛИПТ стал выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов.


Старейшая липецкая учительница Л.В. Криницкая, работавшая в педагогическом техникуме во второй половине 30-х годов, рассказывала о том, как учащиеся в общежитии по репродуктору регулярно всем коллективом слушали программы передач с ее комментариями (как одеты герои, как они выглядят). Так молодежь знакомилась с шедеврами мировой культуры: пьесами «На бойком месте», «Доходное место», романом в стихах «Евгений Онегин» и др...



Учебный корпус Липецкого индустриально-педагогического техникума,
позже – Липецкого учительского института (угол улиц Советской и Канавной)
Фото 1930-х годов.

Преподаватели и учащиеся ЛИПТ. В центре – Ф.И. Касьянов и В.И. Устинов
Справа – директор техникума Ф.И. Касьянов, слева – заместитель директора В.И. Устинов
Учащиеся ЛИПТ,
конец 30-х годов.
Впереди была война



Занятия в ЛИПТе.
Конец 30­х годов ХХ века
Учащиеся ЛИПТа. Довоенный период
Скромный буфет ЛИПТа
Экзамен в ЛИПТе

ЛИПТ в конце 30-х годов ХХ века

В техникуме был трехлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно-экономический; политехнический и педагогический. В первом наиболее важное место занимал главный предмет: «История классовой борьбы», для которого отводилось 210 часов «по расписанию» и 105 часов для изучения «дома» (аналог современной самостоятельной работы).


Студенты получали стипендии, размер которых был невелик и колебался в зависимости от успеваемости. По сведениям за 1937 г., стипендия составляла: на 1 курсе – 40 или 50 р., на 2 курсе – от 45 до 60 р.; на третьем – от 50 до 70 руб. Существовали и две «крупных» стипендии: одна в 80 р. и одна в 100 р. (имени 8 марта). Нуждающимся учащимся выдавались пособия, единовременные или периодические, размер пособия составлял 30 р.


Стоимость дневного рациона составляла 1 р. 40 к. и увеличивалась на 40 коп. во время сессий и экзаменов. Калорийность питания составляла, по подсчетам того времени, 1200-1600 калорий. Выдавался хлеб – в день 500 г., и в столовой еще 100 г. Натуральное снабжение получали преподаватели. Оно состояло в 1932 г. из хлеба – 400 г., пшена – 500 г. и сахара – 400 г.


В 1939 г. в училище обучалось 619 человек, а педагогический состав включал 26 преподавателей. Оборудование составляли 2 патефона, 56 пластинок, один рояль, три пианино, 15 скрипок. В библиотеке числилось около 35 тыс. экземпляров книг.







ЛИПТ в годы Великой Отечественной войны

В прифронтовых городах во время войны
создавались отряды ПВО

В плане воспитательной работы ЛИПТа появились кружки станковых пулеметчиков и автоматчиков для юношей и девушек.


Протоколы партийных собраний за военные годы включали вопросы о подсобном хозяйстве, о посевной кампании на участке в 5 га земли, выделенном училищу. В январе 1944 г. коллектив преподавателей просил увеличить норму выдачи хлеба для служащих до 500 гр.


Самым сложным было обеспечение преподавателей дровами, выручала товарищеская взаимопомощь и коллективизм.


Особенно хорошо учился краснознаменный класс: «несмотря на то, что там было много больных малярией и недостаточно питающихся», не было неуспевающих. В 1943-1944 учебном году в техникуме не было преподавателей педагогики, русского языка, географии. Все ушли на фронт.


Летом 1944 г. студенты училища заработали на строительстве тракторного завода 509 человеко-дней. Средства были перечислены в фонд подшефного детского дома.




Рождение Липецкого государственного учительского института


29 июля 1949 г.
приказом Министерства высшего образования СССР
Липецкое педагогическое училище
было реорганизовано
в государственный учительский институт.



Вкладыш в диплом Марии Федоровны
Журавлевой, выпускницы ЛИПТа.
Дисциплины: основы марксизма-ленинизма,
школьная гигиена и т.д.

В нем числилось около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов.


Из 200 зачисленных на первый курс студентов 108 прошли войну и вернулись с наградами; заместитель директора С.В. Щепров был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, первый зав. физико-математическим отделением Н.Н. Крапивин – кавалер ордена Александра Невского.


Институт (как учительский) сделал три выпуска, выполнив задачу конкретного исторического периода.


Появилось всеобщее бесплатное среднее образование, поэтому резко возросла необходимость в подготовке учителей по разным предметам.



Преобразование Липецкого учительского института в педагогический (1954 г.)


Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.01.1954 о реорганизации Липецкого учительского института в Государственный педагогический институт
Первый директор
педагогического института
(с 1954 по 1958)
Трофим Ильич Поподько


Предвыборный плакат
Трофима Ильича Поподько






Новое здание института:
бывшая школа военно-воздушных сил СССР (1955 г.)


Здание ЛГПИ. Снимок 50-х годов ХХ века

20 августа 1955 года институт начал работать в новом здании – бывшей школе ВВС в поселке «Свободный Сокол» (8 км от центра Липецка).


Вводятся пятилетний срок обучения и обогащенные учебные планы факультетов.


Диплом №1 ЛГПИ «с отличием», выданный Анатолию Георгиевичу Долбнину (1951 год)
1956 год, преподаватели и студенты ЛГПИ



На первом заседании Совета института преподаватель Н.В. Карпов обозначил:


«Каковы основные требования, которые мы предъявляем друг к другу? Это – а) работоспособность (требовательность в работе, трудолюбие, тщательная подготовка учебного процесса); б) чувство товарищества и коллективизма; в) принципиальность (не потакать слабостям друг друга; критика, невзирая на лица; правильное реагирование на критику. Там, где нет критики и самокритики, там - застой и косность). Мы должны заботиться о перспективах научного роста, научной работы».



Целевое распределение выпускников ЛГПИ. Целина


Выпускницы ЛГПИ
после распределения.
Надпись на обратной стороне фотографии: «Перед поездкой на Колыму»…

Выпускница Липецкого учительского института, работавшая на целине, всю жизнь бережно хранила целинный колосок как дорогую реликвию
Благодарственное письмо выпускнице Липецкого учительского института Кривченко Эрне Александровне за доблестный труд на целине
В первом ряду третий слева – С.Н. Кузнецов




Длительное время в ЛГПИ существовала система распределения выпускников в разные районы страны, которые нуждались в квалифицированных кадрах. Девушки и юноши уезжали на Алтай, в Сибирь, Казахстан, Свердловск, Воронежскую область и т.д.; многие, отработав положенный срок, возвращались назад, многие оставались на новой родине, отдавая ей свои силы и талант.


Директором Мяконьской школы на Целине был выпускник физмата ЛГПУ С.Н. Кузнецов. Сейчас школа названа его именем. Это единственный случай в истории ЛГПИ.








Открытие истфака


Студентки ЛГПИ на майской демонстрации

Для идеологической работы в растущем городе требовались специалисты с историческим образованием. Уже в 1955 году (сначала в рамках историко-филологического факультета) в в ЛГПИ начинает осуществляться подготовка историков.


Формируется собственный преподавательский резерв: к научным исследованиям приобщаются талантливые студенты, нацеленные на аспирантуру. Многие из них защитят диссертации и внесут свой вклад в развитие родного вуза.


1958 год. Первый выпуск историков



ЛГПИ в 60-е годы ХХ века


Директор ЛГПИ в 1958-1960 годах – Василий Иванович Карасев.


Все выпускники 50-х и 60-х годов лично знали друг друга. Ректор Николай Семенович Перелыгин (1961-1970 гг.) знал всех студентов по именам.


В начале 60-х годов в вуз пришла целая плеяда ярких личностей. Это преподаватели В.М. Важинский, А.И. Борозняк и О.П. Околелов, С.Т. Вайман и В.В. Щеулин, К.Р. Лапина и Б.Т. Панов, К.А. Москаленко, Г.И. Горская и С.А. Шмаков.


Благодаря К.А. Москаленко и Г.И. Горской получил всеобщее признание «Липецкий опыт», подтолкнувший педагогов к поиску эффективных форм обучения.


Ректор института с 1960 по 1961 г. А.М. Доманк


Ректор института с 1961 по 1970 г. Н.С. Перелыгин


Основатель Липецкой педагогической школы К.А. Москаленко
Соратник К.А. Москаленко, Г.И. Горская


Студенческая группа исторического факультета на занятиях. Крайняя справа – Т.М. Микова
Г.И. Горская и В.Ф. Чернова с выпускниками исторического факультета



Педагогика детских оздоровительных лагерей в истории ЛГПИ


Профессор С.А. Шмаков

В 60-80-х одним из наиболее известных и талантливых педагогов института был Сталь Анатольевич Шмаков. Сфера его интересов – организация досуга детей и молодежи; рассмотрение теории игры; анализ структуры свободного времени школьников; воспитательные практики ДОЛ и т.д.. На протяжении многих лет эффективно работал созданный им клуб «Радуга», где студенты общались с педагогами-новаторами, космонавтами, киноактерами, журналистами. Впоследствии 12 членов Клуба стали заслуженными учителями Российской Федерации.


Шмаковская традиция воспитания вожатых развивается до сих пор. Студентов ЛГПУ охотно приглашают на работу в ДОЦ «Орленок», «Артек», «Океан», «Прометей», даже в США.



Вожатые ЛГПИ. Снимок 70-х гг. XX в.



ЛГПИ в 70-е, начало 80-х годов ХХ века


В 1975 году институт переезжает в центр города, в новые корпуса. Появляются удобные, светлые аудитории, большая библиотека с несколькими читальными залами, общежитие.


Подготовка учителей в 1970 году идет по 11 специальностям. Открываются факультеты: биолого-химический (ныне естественно-географический), иностранных языков, физической культуры и спорта, в 1974 г. – индустриально-педагогический (теперь – технологии и предпринимательства), художественно-графический, учителей начальных классов. Квалифицированными кадрами, выращенными в ЛГПИ, теперь можно было укомплектовать почти весь состав учителей-предметников средней общеобразовательной школы.


В 1975 г. открывается международный факультет, за свою 40-летнюю историю подготовивший более 2 тысяч специалистов для многих стран мира.


В первом ряду: проректор В.Ф. Чернова
и ректор ЛГПИ Б.Н. Бабин

Строители вручают
ректору института Б.Н. Бабину
символический ключ Знаний
Традиционно в сентябре
студенты выезжали
на сбор яблок

Студенты межфака,
80-е годы




«Трудовой семестр» в колхозах области.
Коллективный труд, в лучших традициях
педагогики А.С. Макаренко
Выпускники ЛГПИ 70-х годов





80-е годы ХХ века в истории ЛГПИ


Расширялась сеть базовых городских и сельских школ для производственной практики. Как правило, это были школы с передовым педагогическим опытом. Складывалось сотрудничество кафедр и факультетов с лучшими учителями города. Традиция сохраняется до сих пор.


Вуз продолжал плодотворную работу при ректорах Павле Ильиче Карташове (1983-1986 гг.) и Василии Васильевиче Шахове (1986-1988 гг.).


П.И. Карташов
(ректор в 1983-1986 гг.)
В.В.Шахов
(ректор в 1986-1988 гг.).

Студенты 80-х



Профессор О.А. Казанский

Общественные клубы в ЛГПИ

Существовали и активно работали: факультет общественных профессий, общественно-политическая практика, комсомольская организация, дискуссионные клубы.


Наиболее яркие клубы – «Точка зрения», созданный талантливым педагогом Олегом Анатольевичем Казанским, и общественно-политический клуб «СоМнение», действовавший на истфаке под руководством Виктора Николаевича Томилина. Клубы в конце 80-х гг. привлекали на свои заседания множество студентов, преподавателей и просто липчан, интересовавшихся вопросами культуры и социальной жизни.



90-е годы

В.Ф. Чернова
(ректор с 1988 по 2000 гг.

В 90-е годы ЛГПУ превратился в современный центр педагогического образования.


Коллектив университета возглавляла Вера Федоровна Чернова (1988-2000 гг.).


Резко увеличилось число специальностей: появились история, психология, экология, химия и др.. Были открыты новые факультеты – экономики и информатики, педагогики и психологии, в 2001 г. – факультет искусств.


С 2000 года в институт обрел статус педагогического университета.



Студенты ЛГПУ на конференции в Москве



Первое десятилетие ХХI века


Ректор ЛГПУ с 2000 по 2015 гг.
П.Г. Бугаков

Одной из главных педагогических концепций, разрабатываемых университетом, стала концепция непрерывного образования. Была разработана структура довузовской, вузовской и послевузовской учебы.


Система довузовского образования занималась набором и подготовкой абитуриентов.


Включала подготовительное отделение;


Центр довузовского и дополнительного образования;


Учебно-педагогический комплекс (УПК), куда входили: Усманский и Лебедянский педагогические колледжи; лицей № 44, педагогический лицей № 24, гимназия № 12 – инновационные школы г. Липецка; Липецкие школы № 5, 19, 68, 69 с экономическими и правовыми классами, Хмелинецкая школа Задонского района и другие образовательные учреждения.


Преподаватели ЛГПУ вели школьные уроки, факультативы, спецкурсы, на кафедрах обсуждались рабочие программы учителей-предметников. Ежегодно около 60% поступивших в университет на дневное и заочное отделения составляли абитуриенты из УПК.


Студенты и преподаватели физмата ЛГПУ


Поездки в подшефные школы, на экскурсии, на раскопки всегда вызывали большой интерес студентов
Занятие ведет профессор И.В. Бурмыкина





Участники научной конференции
Студенты ЛГПУ на природе
Мы – ФМФ!
Труды педагогов ЛГПУ
Заведующая библиотекой ЛГПУ
Н.А. Горлова
ЛГПУ принимает иностранных гостей
Урок в общеобразовательной школе
ведет практикант ЛГПУ
Преподаватели ЛГПУ
на курсах повышения квалификации

Система вузовского образования в начале ХХI века

Университет реализовал программы высшего профессионального образования по 47 специальностям. Это – технология и предпринимательство, информатика, экономика, прикладная математика, профессиональное обучение, химия, география, экология, логопедия, олигофренопедагогика, социальная педагогика, специальная психология, социальная работа, культурология, информационные системы, социально-культурный сервис и туризм, история, сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры, проектирование и технология изделий сферы быта и услуг, декоративно-прикладное искусство, музыкальное образование, народное художественное творчество, лингвистика, регионоведение.


Уверенно взяли старт факультеты иноязычной культуры (1994 г., позже факультет лингвистики и межкультурной коммуникации.), экономики и информатики (1994 г., позже – информационных и социальных технологий), педагогики и психологии (1995 г.), музыкально-педагогический (2001 г., позже – институт культуры и искусств), увеличив тем самым число факультетов, дающих высшее образование, до 12.


К 2010 году в вузе сочетались академические традиции и перспективные тенденции. Из 52 кафедр университета часть были классическими (литературы, ботаники, теории и истории педагогики), часть – инновационными (экономики и менеджмента, прикладной математики, информационных технологий и т.д.). Руководил вузом профессор П.Г. Бугаков.


Университет прославили известные ученые – доктора наук, профессора, руководители научных школ, участники масштабных государственных программ, фундаментальных и прикладных исследований: А.И. Борозняк, Э.Н. Вайнер, А.А. Плешаков, Т.Д. Суслова, В.В. Щеулин, И.Г. Гузенко, А.В. Гулин, Г.В. Звездова, А.С. Калитвин, Н.Н. Поляков, В.А. Попков, В.А. Сарычев, Л.Г. Сатарова, Л.Г. Стамова и ряд других.


В профессорско-преподавательском коллективе в первом десятилетии ХХI века из 707 человек 61,2% были докторами наук, профессорами и кандидатами наук, доцентами, работали Заслуженные деятели науки и культуры, Заслуженные учителя РФ, Заслуженные работники высшей школы, члены международных и российских общественных Академий.


Университет располагал фундаментальной библиотекой с фондом свыше 400000 единиц, включающим и фонд редкой книги. Функционировали отделы учебной, научной и художественной литературы, справочно-библиографический отдел, два читальных зала для студентов и научный читальный зал. Библиотека регулярно проводила тематические обзоры, недели науки, литературные и авторские вечера, выставки трудов преподавателей, презентации их новых книг, выставки-отчеты кафедр и факультетов, научных работ студентов.


Вуз имел широкие международные связи. Ведущие профессора участвовали в международных программах в области охраны окружающей среды, математики, химии, археологии, истории.


Большое значение в вузе всегда придавалось педагогической практике.


К 2010 году ЛГПУ подготовил свыше 35 тысяч специалистов как для Липецкой области и других регионов страны, так и для Анголы, Афганистана, Вьетнама, Германии, Камбоджи, Кубы, Нигерии, Пакистана, Эфиопии.


В 2010 году в ЛГПУ обучалось более 7,5 тысяч студентов.


Послевузовское образование

В 1989 году была открыта аспирантура.


К 2009 году набор объявлялся уже по 21 специальности, всего в аспирантуре учились 142 человека.


Важнейшей структурой вуза был факультет повышения
квалификации.





Новейшая история вуза


Ректор ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Н.В. Федина

В 2015 году началась реорганизация практически всех сфер жизни в ЛГПУ, направленная не только на стабилизацию процессов, но на опережающее развитие, интенсификацию деятельности и выработку новых стратегических ориентиров.


В вуз пришло новое руководство. И.о. ректора стала кандидат педагогических наук, доцент Нина Владимировна Федина. Она предложила новую динамичную программу развития вуза, частью которой стала и реструктуризация ЛГПУ.


На основе 13 факультетов было создано 6 крупных профильных институтов, которые объединили в своих рядах специалистов кафедр, занимающихся родственными проблемами. Произошло объединение ресурсов, появились новые возможности для научной, учебной и творческой работы в едином направлении. Благодаря этому актуализируется содержание преподаваемых дисциплин, возрастает обеспеченность научности и фундаментальности знаний студентов, их познавательной самостоятельности, вкуса к исследовательской и профессионально-конструктивной деятельности.



Одна из актуальных задач – развитие потенциала университета, который позволит ему готовить специалистов, отвечающих самым современным требованиям. Внедряются новые подходы к практической подготовке будущих учителей. Один из примеров – разработанный проект «МастерКласс», когда уроки практикантов будут проводиться он-лайн и записываться на видеоносители для анализа, что позволит сделать процесс воспитания педагогов наглядным, воспроизводимым и диалектичным.


Сегодня университет активно развивается, взяв уверенный курс на совершенствование учебной деятельности; развиваются инновационные процессы, качественно меняется воспитательная и научная работа. Унивеситет активно участвует в проектах федерального уровня.


Вуз добился впечатляющих успехов и стал по-настоящему современным и перспективным. У студентов появляется все больше возможностей для самых высоких достижений. Новые профили подготовки максимально соответствуют актуальным запросам рынка труда. Университет готовит профессионалов не только педагогических направлений, но и многих других востребованных специальностей.


Лаборатории университета позволяют учиться и заниматься исследованиями на самом высоком уровне. Уникальный Технопарк и педагогический Кванториум университета оснащены оборудованием для IT-проектов и разработки виртуальной и дополненной реальности, изучения альтернативной энергетики и соревновательной робототехники, генетики, физиологии человека, медиаобразования. Самая высокотехнологичная техника работает в лабораториях общей и неорганической, физической и коллоидной, аналитической химии, фундаментальной физики.


В настоящее время университет активно работает над новыми подходами к преподаванию, занимается перспективными исследования в области психологии и педагогики, разрабатывает инновационные методики и технологии.


В университете обучаются студенты из 25 стран ближнего и дальнего зарубежья и их число постоянно растет. Этому способствует удобное географическое положение в центре страны, доступные цены, комфортный и компактный кампус университета, а также множество эффективных специально разработанных программ обучения для иностранных студентов и высокий уровень преподавания.


Год от года университет привлекает все больше абитуриентов, растет уровень доверия и престиж вуза.


Занятие в лаборатории
химии и биологии
Иностранные студенты
на занятиях по физкультуре
Практикум по физике в педагогическом Кванториуме университета
Работа студентов
в проектной лаборатории Технопарка
Самостоятельная подготовка студентов
по информатике

У Липецкого педагогического университета есть славная история, но и впереди – большое будущее.




Использованная литература:

  1. Земцов Л.И. Вглядываясь в прошлое // Липецкий государственный педагогический университет. Липецк, 2009. С.12-15.
  2. Земцов Л.И. Начало профессионального педагогического образования в г. Липецке. // Записка Липецкого областного краеведческого общества. Вып. V. Липецк, 2006. С.95-112.