Основные направления научных исследований -- ЛГПУ

Основные направления научных исследований


 

Стратегическими задачами Липецкого государственного педагогического университета в сфере научной работы выступают:

 

  • развитие фундаментальных и прикладных исследований (как в традиционных, так и в принципиально новых для университета сферах научного знания);
  • повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научной работы в регионе, РФ, международном научном сообществе;
  • поддержка и развитие существующих и формирование новых научных школ, обеспечение преемственности научных знаний, сохранение и развитие кадрового потенциала университета;
  • развитие международного научного сотрудничества;
  • совершенствование управления в области развития науки в университете.

 

В соответствии с Программой развития университета основными направлениями и содержанием развития университета являются:

 

в научной деятельности:

  • укрепление материальной базы научных исследований;
  • оценка деятельности кафедр проводится, в том числе, в зависимости от количества средств, привнесенных кафедрой в бюджет университета;
  • активизация работы по привлечению госбюджетных, региональных, внебюджетных и зарубежных финансовых ресурсов, грантов на научные исследования;
  • поддержание формирования и функционирования научных школ;
  • стимулирование организации и проведения на базе университета конференций, семинаров и т.д. различного уровня;
  • поддержка участия сотрудников, аспирантов и студентов в конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д. вне университета через программы академической мобильности;
  • активизация работы НОО и участия студентов в конкурсах студенческих работ;
  • выполнение совместных проектов с ведущими вузами России и институтами РАН, с вузами других стран;
  • проведение психолого-педагогических, фундаментальных и прикладных исследований по актуальным проблемам и приоритетным направлениям;
  • увеличение количества публикаций в центральных, международных изданиях, изданиях Перечня ВАК, Web of Sciences, Scopus и РИНЦ;
  • организация участия преподавателей и студентов в международных программах и проектах;

в области обеспечения университета профессорско-преподавательскими кадрами Программа предусматривает механизм подготовки докторов наук:

  • индивидуальная работа с молодыми кандидатами наук, ориентирующая на написание докторских диссертаций и предполагающая финансовую и материальную поддержку научных консультантов;
  • открытие ставок научных сотрудников для работы над докторскими диссертациями;
  • предоставление творческих отпусков для завершения докторских диссертаций;
  • пересмотр имеющейся системы материальной поддержки докторантов и сотрудников, работающих над докторскими диссертациями;
  • разработка системы материальной поддержки в издании монографий и защите докторских диссертаций;
  • сотрудничество с ведущими вузами страны и институтами РАН в плане подготовки сотрудниками университета докторских диссертаций;
  • повышение ответственности кафедр и научной части за сроки защиты докторских диссертаций;
  • открытие Советов по защите докторских диссертаций;
  • разработку и внедрение системы, при которой индивидуальная научная работа с одаренными студентами начинается на втором – третьем курсах и ведется до окончания университета, а затем продолжается в аспирантуре;
  • расширение практики при подготовке кандидатов наук работу с соискателями;
  • сохранение сложившейся системы материальной поддержки аспирантов при защите диссертации;
  • продолжение подготовки к поступлению в аспирантуру на курсах на льготных условиях для сотрудников университета;
  • предоставление творческих отпусков для завершения кандидатских диссертаций;
  • повышение ответственности кафедры и научного руководителя за подготовку аспиранта к защите диссертации в срок;
  • открытие советов по защите диссертаций;
  • сотрудничество с ведущими вузами страны и институтами РАН в плане подготовки сотрудниками университета кандидатских диссертаций.
  • укрепление профессорско-преподавательского состава осуществлять также путём привлечения лиц, имеющих ученые степени и звания, как в качестве постоянных работников, так и по совместительству.

 

В настоящее время в университете научные исследования ведутся по 17 направлениям:

 

Исследования естественнонаучного цикла:

  1. Прикладная физиология и психофизиология.
  2. Вещественный комплексный и функциональный математический анализ.
  3. Экспериментальные и теоретические исследования физических свойств твердых тел.
  4. Проблемы системного анализа, управления и обработки информации.
  5. Комплексные эколого-географические исследования Липецкой области и его биологического разнообразия.
  6. Основы рационализаторской и изобретательской деятельности в развитии технического творчества учащихся.

Гуманитарные исследования:

  1. Исследования актуальных проблем педагогики, образования и воспитания.
  2. Отечественная история и археология Центрального Черноземья.
  3. Проблемы социально-экономического и политического развития стран Азии и Африки в Новое и Новейшее время.
  4. Изучение истории российско-германских отношений.
  5. Некоторые аспекты отечественной филологии.
  6. Актуальные прикладные проблемы германистики в диахроническом разрезе.
  7. Исследование сущности эстетических явлений сквозь призму философии.
  8. Проблемы взаимопонимания в диалоге культур (лингвистический и методический аспекты).
  9. Изучение социальных проблем в современном российском обществе. Теория и практика социальной работы: проблемы и перспективы.
  10. Теория и методика формирования правосознания и правовой культуры несовершеннолетних.
  11. Социологическая диагностика развития гражданского общества в Липецкой области.

 

План НИР на 2023 год