При подготовке будущих учителей, для изучения особенностей царства растений используются модели цветков: тюльпана, подсолнечника, капусты, картофеля, яблони (разборный); коллекция живых растений; натурально-интерактивный гербарий: «Деревья и кустарники», «Основные группы растений. Грибы. Лишайники», «Лекарственные растения», «Культурные растения», «Морфология растений», «Дикорастущие растения», «Сельскохозяйственные растения», «Растительные сообщества», «Ядовитые растения»

При изучении особенностей царства животных применяют влажные препараты, демонстрационные препараты и коллекции натуральных объектов. Влажные препараты: «Внутреннее строение лягушки», «Гадюка», «Корень бобового растения с клубеньками», «Паук», «Ящерица», «Тритон», «Сцифомедуза», «Развитие курицы», «Черепаха болотная», «Уж», «Внутреннее строение рыбы», «Карась», «Креветка», «Внутреннее строение брюхоногого моллюска», «Развитие костистой рыбы», «Беззубка», «Нереида», «Внутреннее строение голубя»

Демонстрационные препараты и коллекции:
скелет: кролика, птиц, лягушки, рыбы.
внутреннее строение: кролика, голубя, лягушки, беззубки.
развитие: тутового шелкопряда, насекомых с полным превращением (капустницы), насекомых с неполным превращением (саранча), зерна арахиса, хвойного растения, виды корневых систем, половой диморфизм, палеонтологическая, эволюция высших растений, хлопок и продукты его переработки.
При изучении эволюционного развития позвоночных животных используют модели строения мозга позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих).
Изучая анатомию человека можно использовать анатомические модели: глаз человека, ухо, сердце, мозг в разрезе белый, торс человека (разборный), череп с раскрашенными костями, разрез носоглотки, гортань человека, скелет конечностей овцы, скелет конечностей лошади, скелет человека.

Для работы в лаборатории используются следующие приборы для:
1. Демонстрации водных свойств почвы;
2. Сравнения содержания СО2во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе;
3. Обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных;
4. Демонстрации всасывания воды корнями.
Используются также приборы:
1. СОЭКС ЭковизорF4 (качество воды – жесткость, нитратов во фруктах и овощах, радиационный фон, электромагнитных полей в жилом помещении)
2. Микроскоп Levenhuk
3. Микроскоп биологический Микромед С-11 с набором микропрепаратов

Для изучения растительных тканей, простейших, бактерий лаборанты и студенты готовят временные препараты и культуры.

Дополнением к лаборатории является собственная оранжерея, насчитывающая более 57 семейств тропических и субтропических растений, среди которых пальмы, филодендроны, фикусы, монстеры, кротоны. В коллекцию вошли растения различных жизненных форм (травянистые растения, кустарники, деревья). Имеется множество декоративно цветущих видов: гузмания, олеандр, бугенвиллия, аммарилисы и др. Среди суккулентов представлены различные виды алоэ, молочаев, кактусов, агава. Оранжерею можно назвать «живой книгой», основная задача которой, это обеспечение образовательного процесса, научно-исследовательской работы. Экскурсия в оранжерею является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса.

Кафедра географии, биологии и химии располагает богатейшим гербарием «Флоры Липецкой области и сопредельных территорий», который насчитывает около 1300 видов, 500 родов и 118 семейств. Данный гербарный фонд используется на занятиях по различным дисциплинам кафедры (Ботаника с основами фитоценологии, Региональное биоразнообразие, Флора ЦЧР и др.), для написания выпускных квалификационных работ, статей для конкурса научных студенческих работ, подготовки статей для Красной книги Липецкой области. Гербарий используется в научном сотрудничестве с заповедником «Галичья гора», с лабораторией биоразнообразия Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, с кафедрой ботаники МПГУ.

Кроме гербария на занятиях используются коллекции плодов, цветков, лишайников и др. На живых объектах удобно проводить лабораторные работы и демонстрации многих общебиологических закономерностей для конкретизации и повышения качества знаний учащихся, выработки практических умений и навыков.
